logo

Хлебные крошки

Статьи

Юрий Шевцов
Евразийская интеграция
Политика
Россия
Юрий Шевцов

За российским ядерным щитом

Портал RUSSKIE.ORG публикует текст выступления белорусского политического аналитика Юрия Вячеславовича Шевцова на круглом столе «Мир после коронавируса – Евразийская повестка 2030», состоявшегося в рамках Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки роста», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

У нас определён прогнозный период - Евразия в 2030 году. Что мы можем получить к 2030 году и, прежде всего, что вы, как более молодые люди, следующие поколения за мною, получите к 2030 году, к чему вы должны готовиться?

К 2030 году некоторые вещи мы можем прогнозировать. Первое: это военную безопасность России и, связанных с Россией, союзных ей стран. Особенно в связи с совсем недавним решением по применению ядерного оружия Россией. Это означает, я могу долго рассказывать, но напомню вам, что в России сегодня к 2020 году реализована ключевая часть программы перевооружения армии с 2015 до 2020 года. Эта программа вышла на финишную прямую и была успешно (в целом успешно) реализована. То есть если в 2015 году новая техника и вооружение составляли в российской армии 30%, то сегодня 70%, в стратегических ядерных силах - 90%. Это означает, что на ближайшие 10 лет до 2030 года, нашего прогнозного периода, мы защищены.

Это огромное, громадное достижение. В мире нет, кроме Соединённых Штатов, стран, о которых это можно сказать. Значит, под защитой этого щита можно примерно прогнозировать вызовы, с которыми мы должны справиться, имея вот эту стратегическую принципиально важную защиту. Я бы их также видел, прежде всего, в военном ключе.

Из них я бы обратил внимание на, прежде всего, ситуацию по всему южному периметру российской границы и связанных с нею стран.

Мы видим, что произошло сегодня с пандемией, она усугубила все те проблемы, которые и так были в мире и, в том числе, на Ближнем Востоке. Ситуация в этом регионе и так была где-то военной, где-то предвоенной. Сегодня этот регион вбивается в каменный век со страшной силой, а это означает, что оттуда будут исходить всё новые и новые, прежде всего – военные, угрозы.

Я думаю, что мы все, и вы прежде всего как люди молодые, должны готовить себя к тому, чтобы найти своё место в общем строю, в отражении или хотя бы предотвращении тех угроз, которые скапливаются на юге. Каждый продумает себе сам своё место, но надо помнить о том, что никто не избежит участия в этом процессе, слишком много там угроз.

Другой момент, на который я хочу обратить внимание, более позитивный. Это то, что накапливается за щитом, который сегодня создан Россией для себя и союзников, какой потенциал есть у России двигаться дальше. Собственно, зачем это всё, кроме самосохранения, зачем вся эта программа перевооружения, сопротивления всем вызовам, с которыми мы сталкиваемся?

Мне кажется, что внутри России накапливаются и, к концу текущего десятилетия выйдут на поверхность как минимум два грандиозных события, касающихся всей планеты. Первое из них, я могу ошибаться, но мне представляется, что я прав, — это Россия к 2030 году должна иметь конкурентоспособный реактор на быстрых нейтронах.

Сегодня Россия – единственная страна в мире, которая запустила в 2015 году в сеть, то есть в промышленную эксплуатацию, на Белоярской АЭС действующий реактор на быстрых нейтронах.

Этот реактор работает, это означает, что речь идёт не о каком-то прорывном фундаментальным открытии, которое может будет, может – нет, речь идёт о том, чтобы в течение менее чем 10 лет сделать этот проект уже конкурентоспособным.

Что из этого следует? Я назову всего лишь одну цифру. Сегодняшняя традиционная атомная энергетика использует для изготовления топлива для АЭС примерно 1-1,5% того урана, который добывается. Столько содержится в добытом уране необходимого изотопа, из которого делается ядерное топливо. Реактор на быстрых нейтронах позволяет использовать практически все 100% добываемого урана, а это означает, что можно использовать для изготовления топлива для этого реактора даже отходы от традиционных атомных электростанций.

То есть к концу 2030 года Россия может получить в распоряжение грандиозный, просто сегодня даже сложно оценить экономические последствия, но грандиозный по эффективности источник энергии, который позволит России его конвертировать и в геополитические, и в иные какие-то свои новые позиции в мире. А где Россия, там и её союзники.
 
Ещё один момент, на который я хочу обратить внимание, который вызревает за вот этим щитом ныне созданным и эффективным. Это всё, что касается регуляции климата или то, что в России почему-то, не любя говорить о климате, называют освоением Арктики.

Глобальное потепление высвобождает огромные ресурсы в тех регионах, которые раньше были очень труднодоступны или вообще недоступны для эксплуатации.

Но вместе с получением ресурсов в Арктике, новых ресурсов или удешевлённых в добыче, Россия получает и инструменты для влияния на глобальный климат, беспрецедентные, каких нет ни у одной другой страны мира.

Для того, чтобы вы поняли о чём речь: скажем, в Европейском союзе перед началом пандемии в ходе подготовки к новой семилетней финансовой перспективе примерно четверть всех расходов закладывались на преодоление последствий глобального потепления. То есть в распоряжении у России в течение этих 10 лет окажется возможность влияния на развитие всех регионов планеты, включая и самые развитые регионы.

Я думаю, что всем нам, вам, прежде всего, как молодым людям, надо ориентироваться примерно вот на такую перспективу. В течение 10 лет вы должны дорасти до своих 40-45 лет и там, когда в этом возрасте вы уже достигните социального уровня, который даёт вам доступ к управлению обществом, вот на этом уровне вам надо будет решать проблемы, которые появятся там и использовать те возможности, которые будут новыми, более мощными, чем те, которыми обладаем, например, мы, наше поколение сегодня.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie