logo

Хлебные крошки

Статьи

Самоорганизация русских общин
Общество
Прибалтика

Юлия Александрова

«За русский язык мы пойдем до конца!»

Сформировать настоящую русскую общину

Ноябрь проходит в Латвии под знаком сбора подписей за присвоение русскому языку статус государственного. Эта акция, по мнению её устроителей, сможет изменить положение русского языка не только в ЛР, но и на территории ЕС, где на сегодняшний день проживает 6 миллионов русскоязычных.

«Мы не согласны!»


Акция «За родной язык» стала ответом на инициативу латышской националистической партии «Вису Латвияй» («Все для Латвии») о переводе всех государственных школ страны на государственный язык. Образование нацменьшинств устояло – собранных радикалами подписей оказалось недостаточно, чтобы вынести их инициативу на рассмотрение Сейма или на референдум. Спустя четыре месяца точно такой же «сбор» проводит общественная организация «За родной язык». Ей требуется набрать 154 тысячи голосов (одну десятую часть от принявших участие в последних парламентских выборах).

Один из активистов организации «За родной язык» Владимир Линдерман уверен, что наберется больше – 170-180 тысяч подписей. Активность русских граждан действительно высокая, а 18 ноября, когда страна отмечала День Независимости, на участках, находящихся в жилых микрорайонах, наблюдались двухчасовые очереди!

Накануне государственного праздника общество «За родной язык» обратилось к народу с таким призывом: «Призываем всех граждан Латвии, кому дорог русский язык и кто еще не подписался, именно в этот торжественный день поставить свою подпись за присвоение русскому языку государственного статуса. Не сомневаемся, что националисты подымут истерику по поводу нашего призыва. Назовут его кощунством и святотатством. Завопят, что мы хотим унизить латышей, латышский язык и т.д. Ведь, с их точки зрения, праздник 18 ноября принадлежит только латышам (ну и тем «хорошим» русским, которые не менее десяти раз публично признали «оккупацию»). И вообще все в Латвии должно принадлежать только латышам, а русские должны ехать в Россию или подстраиваться под латышей. Мы не согласны. Это государство создавалось в том числе и русской кровью, русскими мозгами и русскими руками. Именно потому, что это не признается, государство превратилась в инвалида, пытающегося устоять на одной ноге вместо двух. Тысячи подписей за русский язык, поставленные 18 ноября, – это будет наш протест против узколобой националистической политики».

Люди пришли отдать свои голоса, понимая,
как много сегодня зависит от них

Почва


Де-юре у «великого и могучего» в Латвии – статус иностранного языка. Но в реальности в стране сохранилось двуязычие. Особенно в крупных городах. Особенно в Риге. Любой гость из бывшего СССР, приезжая сюда после долгого перерыва, с удивлением отмечает, что на улицах, в кафе, магазинах ему без проблем ответят на русском. Ничего странного в этом нет – ведь для 40% жителей русский является родным языком, старшее и среднее поколение латышей хорошо им владеет, а при приеме на работу в банки или другие учреждения, где сотрудникам необходимо общаться с клиентами, знание русского – обязательно точно так же, как и знание государственного языка.

В 2004 году Балтийский институт социальных наук при поддержке посольства США проводил исследование. Жителей Латвии опрашивали: как бы они отнеслись к признанию русского языка вторым государственным? Положительное отношение выразили: 87% русских жителей страны, 19% латышей и 75% жителей, идентифицирующих себя с какой-либо третьей этнической группой.

Совсем недавно, в феврале этого года, были озвучены результаты еще одного исследования, проведенного министерством образования и Балтийским институтом социальных исследований «Гражданская позиция и отношение к использованию языков школьников, обучающихся по программам нацменьшинств». 97% опрошенных старшеклассников заявили, что русский язык должен быть государственным. Причем наряду с простодушным объяснением: «Так на нём же все говорят», 41% молодых людей высказали вполне зрелую позицию: «Важно восстановить и усилить статус русского языка».

Эти исследования показывают, что почва для коренных изменений в статусе русского языка подготовлена. К тому же в ЛР насчитывается около 400 тысяч русскоязычных граждан, так что собрать 154 тысячи подписей – вполне реально. Однако, по мнению экспертов, главный враг русского языка – лень, трусость и продажность многих самих русских. В особенности тех, у кого есть деньги. Есть еще одна проблема – на сегодняшний день 300 тысяч жителей ЛР проживают за границей, и русскую часть этих эмигрантов вряд ли волнуют происходящие в республике события. А есть еще те, для кого русский язык не является ценностью – они либо успешно интегрировались в латышскую среду, либо в силу своей маргинализации вообще не способны осмыслить подобные проблемы.

Так что неслучайно активисты сбора подписей позиционируют мероприятие как борьбу с ленью и равнодушием. «Обращения и призывы больше не действуют – нужно лично привести людей на участки для голосования, дать им в руки листовки с адресами участков! – говорит один из лидеров общества «За родной язык» профессор Александр Гапоненко. – Это проверка на жизнеспособность всех русских общественных организаций. Выиграем мы этот этап борьбы за русский язык – русский этнос в Латвии будет жить, нет – нас принудительно ассимилируют в первом или во втором поколении. Пора забыть личную неприязнь, отказаться от ревности, пора работать на общее дело».

Саботаж


Сбор подписей начался со скандала. За день до начала акции на сайте Центральной избирательной комиссии не было никакой информации ни об адресах пунктов сбора подписей, ни о графике их работы. Оказалось, что правительство лишь 1 ноября (!), т.е. в день начала опроса, собиралось провести заседание, посвященное финансированию этого мероприятия. Следовательно, госсредства для проведения информационной кампании поступили в самоуправления еще позже. Показательно, что во время сбора подписей за ликвидацию русского образования такая информация была выложена ЦИКом аж за неделю до начала кампании.

Инициаторам русской акции самим пришлось узнавать и адреса, и время работы участков, а затем поместить информацию на свой собственный сайт za-rodnoj-jazik.lv. Это не единственное нарушение. По официальным данным, их уже свыше двух тысяч. Организаторы сбора подписей даже обвиняют ЦИК в фальсификациях на отдельных участках, тем более что туда – вопреки демократическим нормам – не допускаются общественные наблюдатели.

Активность граждан выросла вчетверо после того, как самый популярный на сегодняшний день русский политик мэр Риги Нил Ушаков на вторую неделю сбора подписей демонстративно проголосовал за русский язык и призвал пойти на участки всех своих товарищей по партии (до этого мэр заявлял, что он не поддерживает данное мероприятие, так как, по его мнению, оно может привести к межэтническому противостоянию).

«Проходящий сейчас сбор подписей только очень условно связан со статусом русского языка, – заявил Н. Ушаков в своем официальном обращении. – Он связан с вопросом уважения. Люди, которые приходят сейчас подписаться за проведение референдума, показывают нынешним правящим политикам, что им надоело это отношение и что они хотят сохранить собственное достоинство. И здесь надо провести четкое разграничение – никто из тех, кто подписывается за референдум, не выступает против латышей и латышского языка. Люди выступают против политиков, которых интересы страны и ее жителей, включая и интересы самих латышей, интересуют меньше всего. Именно поэтому я пошел и подписался за проведение референдума. Я сам лично и моя партия выступаем за то, что в Латвии есть только один государственный язык – латышский. И я как прагматичный политик понимаю, что референдум вряд ли может увенчаться успехом. Но я должен быть вместе с сотнями тысяч жителей ЛР, которые хотят сохранить чувство собственного достоинства».

Цель – не референдум


К началу сбора подписей в Интернете появилось два ролика. Один использует культовую песню «Скованные одной цепью» и кадры 2003-2004 годов, когда в Латвии проходили массовые акции протеста, связанные с введением школьной реформы. «За русский язык мы пойдем до конца!» – поют исполнители, коими являются тот же В. Линдерман и его товарищ по обществу Е. Осипов. Второй ролик – уже не агитка в чистом виде, а достаточно смешная пародия с Гитлером в главной роли. Адольфу сообщают о референдуме, и он… Впрочем, лучше его посмотреть, чем пересказывать[1].

И все же, несмотря на клипы, громкие заявления, раздачу листовок в общественных местах и поддержку русских СМИ, к 21 ноября было собрано лишь около 91 тысячи подписей. Сбор тормозит и сознание того факта, что сам референдум объективно обречен на неудачу. Этого не скрывают и инициаторы акции. По закону, если 154 тысячи подписей в поддержку русского языка будут собраны, вопрос должен быть вынесен на рассмотрение Сейма или всенародный референдум. Сейм, скорее всего, откажет. Если же прибегать к референдуму, то в ходе него должно быть собрано уже 800 тысяч голосов, а это означает, что надо будет заручиться поддержкой по меньшей мере 400 тысяч граждан-латышей. А это совершенно нереально.

«Цель акции по сбору подписей в защиту русского языка в Латвии не ограничивается его статусом. Она шире – сформировать настоящую русскую общину, консолидировать её, дать ей самосознание, наладить взаимопонимание с латгальцами и латышами. По сути, попытаться построить в Латвии гражданское общество», – считает А. Гапоненко. По его мнению, провал референдума как раз и будет началом настоящего решения вопроса: «Ведь мы сможем подавать протесты в Европейский суд по правам человека, в ООН с тем, что официально заявленное мнение нацменьшинств Латвия не учитывает, притесняет нас и дискриминирует. Вопросы языка не решаются большинством. Посмотрите – в Швейцарии на ретророманском говорит всего 50 тысяч человек, но он имеет статус государственного».

А. Гапоненко на митинге в Даугавпилсе,
организованном в поддержку акции

Так что проводимая кампания – это скорее официальный способ подтвердить наличие у жителей Латвии потребности в защите русского языка, ведь, согласно международным нормам, права нацменьшинств на использование своего языка гарантируются в том объеме, в каком на него существует реальный спрос. Акция по сбору подписей даст возможность привлечь демократические силы ЕС и вместе с ними начать поиск выхода из той ситуации, в которой находится сегодня русский язык.

Благодаря активной работе латвийского депутата Европарламента Татьяны Жданок (партия ЗаПЧЕЛ), Брюссель в курсе происходящих событий. Уже 9 ноября на конференции общеевропейской партии Европейский Свободный Альянс по инициативе Т. Жданок, которая работает в группе депутатов ЕСА, депутаты ЕП Джилл Эванс, Йен Хачтон и Элан Смит подписали заявление в поддержку предоставления русскому языку официального статуса в Латвии.

В заявлении, в частности, говорится: «Группа Европарламента Европейский свободный альянс с большим интересом следит за событиями в Латвии, где все больше и больше людей подписывается за проведение референдума о внесении поправок в Конституцию, которые предусматривают предоставление русскому языку статуса официального в Латвийской Республике. Русский является одним из самых распространенных языков меньшинств в Европейском союзе. Это родной язык для почти 40% населения Латвии. Есть несколько регионов, где русскоговорящие являются сейчас и являлись исторически большинством. Тем не менее в рамках языкового законодательства русский рассматривается как иностранный язык (с некоторыми исключениями в области СМИ и образования). Мы считаем, что требование официального статуса для русского языка находится в полном соответствии с ценностями и целями многоязычного Европейского союза. Мы желаем всего наилучшего тем жителям Латвии, которые хотят защитить свое право на самобытность, свой язык, культуру и традиции».

Отступать некуда?


Сбор подписей всколыхнул латышское общество. Националы публично требуют отставки мэра Ушакова, политическая элита утверждает, что в стране есть и будет только один государственный язык, так как изменение статуса русского языка приведет к исчезновению латышского. Об этом в интервью Латвийскому радио заявила экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. В то же время она признала, что проходящий сбор подписей соответствует демократии и принципам Сатверсме.

«Если дело дойдет до референдума за русский язык, подумайте, что начнется! Каждый выскажет все, что думает о другом, и «джин будет выпущен из бутылки», и мы можем пережить невиданный до сих пор для Латвии этнический конфликт, – считает исследователь Центра общественной политики SKDS Иева Строде. – Самое лучшее сейчас было бы не усиливать эскалацию в национальных отношениях. Общество всколыхнули внеочередные выборы в Сейм, «языковые» подписи и особенно то, что мэр Риги Нил Ушаков тоже подписался за русский язык как второй государственный. Это задело многих латышей, которые были относительно лояльно к нему настроены. У нас столько лет все было почти нормально. А сейчас получается, что разозлены как одна, так и вторая сторона».

«Русская община должна понять, что для латышей язык – это вопрос бытия, это вера и национальная религия, и отступления в этом вопросе не будет. Да и отступать некуда, потому что это ведет к уничтожению латышской нации. Во всяком случае, очень многие воспринимают это только так», – сказал в интервью газете «Час» бывший председатель Консультативного совета национальных меньшинств при президенте Латвии, а ныне депутат Сейма Ромуалдс Ражукс.

Мягко говоря, странные рассуждения. Выходит, в нарушении видимости равновесия в обществе («столько лет все было почти нормально») виноваты не те, кто дискриминирует, а те, кого дискриминируют. И это – рассуждения, звучащие в XXI веке!

Существуют и другие мнения, но они скорее исключение из правил. «Я латыш и не чувствую себя испуганным или загнанным в угол. Как у меня могут отнять то, что у меня есть? Язык, образование, культуру… Я люблю эту страну и культуру. Я не хочу жить в другом месте. А попытка зацепить русскоязычных – это позиция слабости. Мы чувствуем себя слабыми и пытаемся защищаться. У нас язык уже полон русскими словами, и это нас особенно не волнует. Но тогда почему мы в некоторых вопросах становимся радикальными? Ну, не ругайся матом, не смотри русские сериалы… У меня все это не стыкуется. Если нация не боится, она спокойно соседствует с другими нациями», – высказался в интервью радио Baltkom латышский публицист Марис Зандерс.

В День Независимости ЛР, 18 ноября, когда сотни стояли в очередях на участках по сбору подписей, активисты организации «За родной язык» возложили цветы к Памятнику Свободы. Венок был украшен трехцветной сине-зеленой-красной лентой, символизирующей равенство трех языков: латышского, латгальского и русского.

Символично, что не только русский, но и коренной для Латвии латгальский язык не имеет даже статуса регионального языка. Судьба этого исчезающего языка напрямую зависит от статуса русского, и наоборот: как только латгальский станет хотя бы региональным языком, такой же статус получит и русский. А дальше – больше: став даже не государственным, а официальным языком в Латвии, русский язык автоматически получает статус и официального языка Евросоюза.

Так кому от этого будет плохо, кроме отъявленных националистов?

[1] http://www.youtube.com/watch?v=WxS49b_Mw_U

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie