За русскую книгу на севастопольских бастионах
«Почему нынешняя литература не воспитывает патриотизм?»
Фестиваль «Русская книга в Севастополе», прошедший во второй половине сентября, стал настоящим подарком для города-героя. И для местных писателей, и для ценителей русской словесности, следящих за новинками современной литературы, поскольку мероприятия, прошедшие в его рамках, были насыщены крайне интересными встречами, яркими рассуждениями и высказываниями, представлявшими одинаковый интерес как для людей, занимающихся литературным трудом, так и читающей публики. Фестиваль, проведенный на средства, которые были выделены в качестве гранта фондом «Русский мир», принес пользу и учреждениям гуманитарной сферы Севастополя – книжные фонды библиотек города пополнились новыми книгами российских издательств (138 наименований).
Организаторы ставили цель привлечь внимание к проблеме пополнения библиотечных фондов Севастополя, популяризировать русскую литературу, познакомить жителей города-героя с творчеством современных российских писателей и наладить контакты между ними и их севастопольскими коллегами. В рамках двухдневного фестиваля прошел круглый стол на тему «Русская литература в современной социокультурной среде», состоялись литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству М. Цветаевой и Р. Рождественского, в районных библиотеках города приехавшие на фестиваль писатели встретились со своими читателями. К проведению форума городские власти приурочили и вручение очередных премий регионального литературного конкурса им. Л.Н. Толстого.
Встреча с московским писателем Евгением Поповым в одной из библиотек Севастополя
Самой яркой, на мой взгляд, составляющей фестиваля было обсуждение на круглом столе в ЦГБ им. Л.Н. Толстого темы «Русская литература в современной социокультурной среде». Прозвучавшие в «Толстовке» (так любовно называют в Севастополе эту библиотеку) выступления, пылкие и бескомпромиссные высказывания и даже реплики представляли немалый интерес.
Организаторы очень постарались, чтобы обойма прибывших в Севастополь словесников отвечала самым разным вкусам читателей. Вот, например, Евгений Попов – яркий русский писатель, автор множества рассказов, повестей и романов, опубликованных как на родине, так и за рубежом. Он – один из основателей Русского ПЕН-центра, секретарь Московской писательской организации. Другой гость фестиваля – писатель Наталья Нестерова, автор «женской» или, как ее еще называют, «житейской» прозы. По ее книгам снято несколько сериалов. И наконец, Дмитрий Емец, детско-подростковый писатель-фантаст, автор множества книг-фэнтези.
Собеседниками российских писателей при обсуждении обозначенной на круглом столе темы были их севастопольские коллеги – поэты и прозаики, авторы книг по истории города, беллетристы, пишущие о послереволюционных событиях в Севастополе, библиотекари, а также журналисты, представители местных издательств и рядовая публика – завсегдатаи общегородских мероприятий. Говоря о местных писателях, следует признать, что многие из них по большому счету не печатаются ни в России, ни на Украине, они «живут своим миром», и поэтому встреча с российскими соратниками по перу представляла для них большой интерес.
Какой? Вот, например, как ответил на этот вопрос Аркадий Чикин, автор нескольких книг по истории Крыма: «Приехавшие на этот фестиваль писатели работают в столицах и имеют большие, чем мы в Севастополе, возможности. Познакомившись с ними, мы можем заручиться их поддержкой, получить от них рекомендации, рецензию. Они помогут найти и высокопрофессионального редактора… Наши коллеги из России могут помочь нам выйти не только на московский, но и на международный уровень. Нам в Севастополе сделать это невероятно тяжело. Потому что мы для зарубежных издательств – провинция, как бы грубо это ни звучало».
Открывая круглый стол, Е. Попов поделился своим видением нынешней читательской среды и ее пристрастий. Давно уже прошло то время, когда вся страна читала запоем одну и ту же книгу, отметил он. «И это правильно, – заявил московский гость. – Потому что человека нельзя заставлять читать что-то одно. Свобода писателя – писать, что он хочет, а свобода читателя – читать, что он хочет».
Он также высказал убеждение в том, что сейчас закончилось и время «культурного империализма». Это когда писатель, для того чтобы состояться, должен жить обязательно в Москве или в Санкт-Петербурге. Причем огромную роль в разрушении «культурного империализма» сыграл Интернет. «Благодаря Интернету я вижу, что практически в каждом крупном городе страны есть хороший писатель, и если бы он жил в Москве и был знаком с издательскими тайнами, то был бы известнее любого «звездного» столичного писателя», – признался Евгений Анатольевич (обнадежив при этом, надо полагать, своих севастопольских коллег по перу).
Поговорил Е. Попов и об общих писательских бедах. Одна из них – неналаженное распространение книг. Да, сейчас можно все написать и все издать, но как писателю жить без «Книготорга»? «И происходит черт знает что, – сокрушался Е. Попов. – Как раньше в Москву ездили за апельсинами, так теперь ездят за хорошими книгами, которые издаются, как правило, небольшими тиражами».
Завязался заинтересованный разговор о проблемах литературной отрасли. К чести севастопольских писателей, они попытались «копнуть глубже», повести разговор об истинном предназначении литератора. Они настойчиво выпытывали у гостей: как те понимают роль и предназначение «инженеров человеческих душ», и – самое главное – что такое патриотизм в нынешней литературе?
Участники фестиваля внимали каждому слову российских гостей, но не во всем с ними соглашались
Сергей Горбачев, известный в Севастополе журналист, поинтересовался: «Должны ли сейчас писатели быть властителями дум, влиять на души читателей? Плюрализм – дело, конечно, важное, но за двадцать лет мы убедились, к чему это привело. Возможно ли сегодня появление Шолоховых, Шукшиных или мы опять замкнемся на Пелевине, Сорокине, Ерофееве, Марининой? Появятся ли писатели, которых будут читать все?»
Прозвучавшие ответы, как показалось автору этих строк, не очень удовлетворили севастопольскую публику. Н. Нестерова, в частности, сказала следующее: «Мне очень трудно представить писателя, который садится за стол и говорит себе: «Ну, сейчас я начну влиять! Если есть у писателя за душой нечто такое, что он может донести до читателя, то и получится литература, а если этого нет, то… так оно и останется…» Д. Емец на поставленный С. Горбачевым вопрос ответил философски: «Я думаю, что писатели – это некие семена, которые всегда лежат в земле и при определенных условиях – условиях влажности, состояния солнечной активности – пробуждаются и прорастают. Так и у людей – когда появится потребность в писателях, которые должны стать рупорами, тогда и идеи заговорят. Да и от писателей сейчас не ждут никакого слова, поэтому они и молчат». Из среды присутствующей на круглом столе публики раздалась реплика: «По существу они ничего не сказали!»
Слово – Наталье Нестеровой
Остроту ситуации постарался выправить Е. Попов, сказав, что «очень часто получается так, что писателя начинают считать властителем дум, когда его уже отнесли на кладбище». Даже сейчас некоторые писатели, славные мастера пера, мало кому известны. Развивая эту тему, Попов назвал одного из лучших, по его мнению, нынешних российских рассказчиков – Анатолия Гаврилова. «А то, что вы говорите: «властители дум», «рупоры идей»… Богу ведь всякая тварь угодна – это я говорю про Пелевина и Сорокина. Они тоже писатели», – миролюбиво высказался он.
Севастопольские апологеты «патриотизма в литературе» не сдавались. Известный общественник Владимир Стефановский продолжал наседать: «Так как же все-таки понимают современные писатели воспитание патриотических чувств?» Е. Попов развел руками: «Дело писателя – писать то, о чем он думает, писать о том, как он представляет окружающий мир, а там… а там, как уж Бог поможет! Главное – хорошо и качественно писать, халтурой не заниматься! Вы хоть убейте меня, но я считаю, что писатель должен писать подлинные вещи – в этом и есть патриотизм! Патриотизм не в том барабанном бое, когда кто-то пишет, что наша страна великая! Наша страна и без того самая великая, а русский язык – самый великий язык…»
Севастопольцев, участвовавших в круглом столе, можно понять. Они – жители города, который был одним из символов России, а теперь оторван от нее. Местные писатели далеки от магистральных путей развития нынешней литературы, они лишены мощных издательств, испытывают дефицит профессиональных литературных редакторов. Но для них – это не основание, чтобы молчать и пасовать перед трудностями. Воспитанные на боевых традициях своего города, города-крепости, пережившего две трагические обороны, они, когда видят чудовищное падение нравов, когда видят, что нынешняя молодежь совсем не та, какой, по их мнению, она должна быть, когда видят, что телевидение насыщено пошлостью и нецензурщиной, а полки книжных магазинов ломятся от «желтой» прозы, как никто в нашем Отечестве имеют право ставить непреклонный вопрос: «Почему нынешняя литература не воспитывает патриотизм?»…
Один из участников встречи севастопольский поэт Борис Бабушкин
Из всех прозвучавших на круглом столе суждений, из всех этих споров, запальчивых реплик и даже обвинений наиболее ярким в памяти осталось выступление севастопольского поэта, преподавателя русского языка и русской литературы гимназии № 1 им. А.С. Пушкина Бориса Бабушкина. Он сказал с фестивальной трибуны спокойно и без всякого пафоса: «У нас, пришедших на фестиваль писателей, задача одна: воспитать читателя! Потому что мы живем в такое время, когда от личной позиции автора и учителя зависит, как посмотрит на время, в котором мы живем, наш читатель и наш ученик. К примеру, в Морской библиотеке Черноморского флота хранится экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве»… И мне кажется, что пока наши школьники будут изучать эту книгу, пока они будут читать наизусть «плач Ярославны» и «золотое слово Святослава», останутся актуальными вечные слова о необходимости единства. Именно прикосновением учащихся к литературе, в которой поднимаются самые трудные вопросы, мы воспитаем в них настоящего читателя и настоящих литераторов. И я убежден, что недалеко то время, когда лучшие из поэтов придут в школы воспитывать учеников».
Эту мысль прозвучала и в поэтическом переложении – Б. Бабушкин прочитал фрагмент своего стихотворения «Учитель словесности»:
В наш век, обильный и губительный, за каждый шаг и вздох в ответе, поэт обязан быть учителем, учитель – должен быть поэтом.
После того, как споры на круглом столе немного поутихли, Евгений Попов признался: «Когда я ехал в Севастополь, то очень боялся, что этот фестиваль будет очередным чиновничьим мероприятием. Нет, мне здесь очень интересно!»
На фестивале «Русская школа в Севастополе» много говорилось о необходимости налаживать контакты между севастопольскими и московскими писателями (гости из России активно поддержали этот призыв), о реализации различных форм сотрудничества, например путем привлечения севастопольских писателей к работе книжных ярмарок, которые проходят в Москве, о проведении читательских конференций посредством Интернета. Все эти инициативы горячо обсуждались на круглом столе и были доведены до конкретных договоренностей во время кулуарных переговоров участников встречи.
Дискуссии продолжались и в кулуарах
Поистине бурные аплодисменты на круглом столе в «Толстовке» вызвала речь севастопольского писателя и поэта Виталия Фесенко, ярко выразившего общее для всех участников фестиваля настроение. «Что для нас, севастопольских писателей, является Москва и Россия? – задался вопросом В. Фесенко. – Что нас связывает? Язык, русский язык! Он связывает нас через все препоны и преграды, которые созданы искусственно, через уничтожение учебных программ в наших школах! И тем не менее мы всегда стремимся к тому, чтобы связь Севастополя с Россией и Москвой не прерывалась. И нам крайне недостаточно таких, как сейчас, нечастых встреч, недостаточно таких, как этот фестиваль, мероприятий. Мы, севастопольские писатели, считаем, что такие литературные контакты должны иметь постоянную основу. Мы, писатели Севастополя и России, должны постоянно встречаться, делиться мнениями, разговаривать о своих писательских делах. И мне кажется, что внимание России к севастопольским писателям должно быть более целенаправленным… В Севастополе мы живем с вывернутой головой, голова у нас повернута туда – в сторону России. Потому что русская культура и русский язык – вот что для нас главное!..»