logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

Нина Басистая

Забытые русские игры

"Рюхи", "малечина-калечина", "свайка" и другие

Рюхи, чухи, клетки, скракли... Это не страшное заклинание, а простое перечисление игры-забавы, истоки которой теряются в глубине веков! По своему распространению она была поистине всенародной и всеми любимой. Речь идет о "городках". Несмотря на многообразные названия и правила, по которым в нее играли, было одно общее начало: из города, отмеченного на земле, броском биты выбивались установленные в нем городки. Отсюда и название самой игры.

Городки – прекрасное средство проведения семейного досуга. Возможность в любой степени упрощать правила, снижать требования к оборудованию площадок для игры, к инвентарю (лишь требования безопасности всегда должны выполняться неукоснительно!) – все это делает городки доступными практически всем: от детей до пожилых людей. Игра очень подвижная, потому что городошник совершает множество различных движений: он наклоняется, собирая разбросанные городки и биты; приседает, устанавливая фигуры в городе; проходит немалое расстояние от кона к городу, от города к кону.

Сегодня игра стала официально признанным видом спорта, утверждены единые правила, проводятся соревнования на самых различных уровнях – вплоть до первенства страны, фиксируются рекорды, присваиваются разряды и звания...

Но это практически единственная старославянская игра, получившая государственную поддержку и широкое распространение в наше время.

Иногда кажется, что мое поколение было последним хранителем многих детских игр. Мне приходилось много ездить по стране и за рубежом, и везде, где жили русские семьи, дети играли в одни и те же игры. "Разрывные цепи", "пионербол", "казаки-разбойники" – вот лишь поверхностный перечень игр на улице. Они сплачивали весь двор, выявляли самого умного, ловкого, быстрого. Авторитет во дворе во многом зависел от игрового мастерства и умения ладить с другими.

Сейчас никаких совместных игр во дворе не увидишь, особенно в Москве. Школа, секция (музыкальная школа), дом – обычный набор для нормального ребенка. Раньше в этот распорядок добавлялись дворовые игры, а сейчас такой возможности, да и необходимости, попросту нет. Криминальная обстановка не позволяет отпускать детей гулять самостоятельно – примерно до средних классов школы, а друзей им с лихвой заменяет компьютер – ребенок доволен, родители спокойны. У кого лучше компьютер, кто и где отдыхал летом – на Кипре или в деревне – стали основными критериями определения "крутизны" ребенка. Я не против прогресса и открытости границ, но это не должно мешать преемственности национальных традиций. А игра, как это не парадоксально, и есть одна из дорог, по которой проходит каждое поколение. Только сейчас само понятие "игра" изменилось. Если два паренька обсуждают какую-ту игру, ее правила и сложности, значит, с большой долей вероятности, они говорят о компьютерной разработке.

К тому же, подрастающее поколение скорее опишет правила керлинга, сквоша, бейсбола, наконец, нежели ответит на вопрос – что такое "малечина-калечина", "дуга", "свайка", "лапта". Хотя, каждый из нас часто играл в эти игры и мог бы рассказать о них своим детям. В разных городах они, обычно, имели разные названия, но суть и истоки их оставались неизменными.

Например, "малечину-калечину" знают многие, но не догадываются, что эта игра называется именно так. Кто не пробовал удержать на ладони или на кончике пальца ровную палку, линейку, карандаш в вертикальном положении? Для нас это было простое развлечение в перерывах между уроками, а игра получается, когда к малечине (палке) обращаются со словами: "Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три ..." – и считают, пока удается удерживать палочку. Интересно отметить, что игра подобного типа была известна еще в древней Греции. Ссылку на нее также можно найти у известного московского врача-педиатра и педагога XIX века: "…описанные забавы распространены по всей Европе. В России они известны под именем "малечина-калечина" (Покровский Е.А., "Детские игры, преимущественно русские" 1887 г.).

Изготовление малечины-калечины несложно. В самом простом варианте она имеет вид круглой палочки длиной 60-70см, диаметром 1см в нижней и 2см в верхней части. Торцы закругляются. Делали ее из древесины мягких пород – обычно использовался орешник – украшали выжиганием, росписью и лакировали. Часто к палочке добавлялись съемные головки, расписанные в виде елочек, девушек в сарафанах, матрешек, солнца и так далее, которые соответствовали определенному времени года, празднику или просто становились знаками симпатии.

Но главное достоинство этой игры заключалось в простоте изготовления игровой палочки и в незатейливости правил – кто дольше продержит малечину на пальце, ладони, локте, ноге и т.д., тот и выиграет.

При упоминании такой народной игры, как "дуга", многие растерянно пожмут плечами, а ведь мы ее часто видим в… американских фильмах. В школьном коридоре и на пляже, в ковбойском салуне и на пикниках веселые герои натягивают веревку, под которой нужно пройти, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает только самый гибкий и упорный. Вспомнили? Я не знаю точно, как называется эта игра по-английски, но то, что она там очень распространена, абсолютно ясно. Даже в студенческом общежитии МГУ американцы играли в нее почти каждый вечер. США – государство эмигрантское, поэтому совсем неудивительно, что старая русская игра "дуга" там появилась и завоевала признание целой страны. И кому теперь нужно искать ее истоки, если американцы считают эту игру своей?

Со следующей русской игрой все значительно проще. Речь идет о "свайке". Про нее можно прочитать, что она "исконно сибирская", "исконно тульская", "исконно новгородская" и дальше в том же духе. Игра была настолько популярна, что каждая губерния стремилась сделать ее своей собственной. Мы в детстве "резались" в нее часами. Недавно, гуляя с сыном, я наблюдала, как в нее играют три мальчугана в обычном московском дворике, причем, правила совершенно не изменились. Все так же рисуется круг, делится по числу игроков на равные доли, и начинается война за "прирезание" земель. Узнали? Конечно, речь идет об обычных "ножиках". Единственная разница оказалась в названиях земель. Помню, мы сражались за "помещичьи" земли. А если было четное число игроков, то круг делился пополам: на одной половине "красные", на другой – "белые". Московские мальчишки в XXI веке мыслят глобально. Они разделили круг на три части – США, Германия, Франция – Россию не выбрал никто, но... спасибо им, что хоть саму игру не забыли.

Для описания следующей игры приведу пояснение, взятое в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона: "Лапта – палка, веселко, которым бьют мяч в игре, носящей также название Л. Игроки делятся на две половины – одна в городе, другая в поле, в первом один подает мяч (гадит), другой бьет Л.; в поле ловят его с лету, и тогда город продан, если нет, то ударивший бежит взад и вперед до черты поля, и его чкают, пятнают, салят мячом; если попадут, то город взят, и горожане идут в поле". Если кто не понял, посмотрите соревнования по бейсболу. Более наглядного учебника лапты и представить сложно. Только, опять же, там это игра, приравненная к национальной идее, а у нас просто красивое по звучанию старинное слово.

Почему национальные игры некоторых стран распространяются по всему миру, завоевывая почитателей, становятся олимпийским видом спорта? Многие скажут, это само Время расставляет приоритеты, но так ли это на самом деле? Неужели, только Время главная причина? Вопросов много – ответ один. Без государственной поддержки, силами одних энтузиастов и ценителей истории, ситуация не изменится. Одно радует, что в последнее время в разных уголках России открывались выставки, проводились праздники и фестивали, посвященные забытым русским играм.

Например, в Самаре летом 2003 года в Доме музее В.И. Ленина начала действовать тематическая выставка "Забытые игры и забавы". Этот проект обращается к детской игровой культуре, показывая её традиционный народный пласт.

Уникальность выставки заключалась в самой цели проекта. Дело в том, что было создано интерактивное музейное пространство, условно поделенное на три составляющие.

1. Специальная выставка, на которой посетители знакомились с играми, игрушками, забавами русских детей последней четверти XIX – первой половины ХХ века. Были широко представлены тряпичные куклы, погремушки, трещотки, свистульки, выполнявшие, помимо игровой роли, и обережную, охранительную функцию. Оказывается, с 5-6 лет крестьянские дети сами делали игрушки. В витринах можно было увидеть луки и стрелы, кораблики и лодочки из древней коры, воздушного змея и множество других предметов, сделанных детскими руками. При этом, несмотря на очевидную простоту игрушек, среди них нет явных безделиц, все они имеют определенное назначение и служат своеобразным способом освоения ребенком окружающего мира.

2. "Музейная мастерская" – так называется зона проекта, в которой под руководством музейных работников посетители сами учатся мастерить народные игрушки. В перспективе, экспозиционное оборудование здесь будет заполняться экспонатами, выполненными посетителями в ходе работы выставки.

3. "Игровая зона" – расположена непосредственно на усадьбе музея. Она предполагает активное знакомство посетителей с забытыми русскими играми на воздухе – "городки", "малечина-калечина", "катушки", "охота за кольцом", "Яша", "ходули", "свайка" и многие, многие другие.

Органичное построение выставки приводит к тому, что, проходя все составляющие проекта, становясь активными участниками музейного действа, посетители осознают значение игры, как способа передачи знаний из поколения в поколение, как средства общения понятного и близкого для большинства.

По примеру самарского музея можно создать подобные экспозиции во всех городах России. Это значительно увеличит туристическую привлекательность российской глубинки, познакомит людей с народными играми. А там недалеко и до поднятия национального духа.

В Москве тоже предпринимаются определенные шаги в этом направлении.

С 1 марта 2004 года возобновил свою работу Городок исторических игр в ГМЗ "Коломенское". Здесь можно покататься на круглых и маховых качелях, на каруселях, походить на ходулях, сыграть в "закрутиху", а так же приобрести инвентарь для народных игр. Городок работает по субботам, воскресеньям и в праздничные дни с 11.00 до 20.00.

С 17 июля в Кузьминках открылся Парк исторических развлечений. Набор аттракционов такой же, добавлены только качели – "гигантские шаги", и можно заказать экскурсию по темам: "Крестьянские игры", "Дворянские игры". Парк находится около музея Русской усадебной культуры "Кузьминки". Время работы: среда, четверг, пятница с 15-00 до 19-00, суббота, воскресенье с 12-00 до 19-00.

Возможно, со временем, известные российские достопримечательности перестанут ограничиваться "пятачком" Красная площадь. А иноземный студент, побывав в России, пройдет "под веревочку" на своей заморской вечеринке и расскажет друзьям, что в эту игру много веков назад любили играть русские князья.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie