"Зачем отдавать Каспий Западу?"
Зарубежные эксперты призвали Россию обуздать американских "партнеров"
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров нанес визит в Россию. Хотя в повестке дня значились, прежде всего, урегулирование в Нагорном Карабахе и двусторонние отношения, видимо, не случайно этим переговорам предшествовали острые дискуссии вокруг целого вороха региональных проблем, касающихся обоих государств. В российской столице состоялась международная конференция "Каспийский субрегион: угрозы безопасности и факторы стабилизации", фактическим продолжением которой стал посвященной той же теме мультимедийный "круглый стол" (видеомост) Москва-Астана. Особую озабоченность участников конференции, в том числе со стороны Азербайджана, вызвала опасность дальнейшей милитаризации Каспия и его превращения в зону геостратегических интересов США и Евросоюза.
Специалисты по каспийской проблематике в острых спорах отстаивали интересы своих стран, но были единодушны в одном: Вашингтон и Брюссель стремятся ограничить традиционную зону геополитического влияния Москвы. О чем свидетельствует не только активное продвижение энергопроектов ТАНАП, "Набукко-Вест/ТАП и Транскаспийского газопровода, ориентированных на доставку энергоресурсов в обход нашей страны, но и перспектива вывода натовских войск из Афганистана посредством создания на Каспии транзитных баз.
Как известно, Казахстан уже анонсировал планы по созданию транзитной базы Североатлантического альянса в прикаспийском городе Актау (бывшем Шевченко). Особо пугают подобные перспективы иранцев, и без того обеспокоенных слухами о возможности появления натовских сил в соседнем Азербайджане.
Сирия - Карабах - Каспий - Афганистан
Пугает, и не только иранцев, также нерешенная проблема Нагорного Карабаха, которая в очередной раз стала предметом обсуждения для глав внешнеполитических ведомств России и Азербайджана. Бакинских политиков постоянно нервирует роль Еревана в карабахском вопросе, что они не преминули вынести и на конференцию по Каспию. Армения не имеет непосредственного выхода к крупнейшему в мире бессточному "морскому озеру", но, по мнению представителей Азербайджана, эта республика оказывает серьезное влияние на каспийские дела.
Иранские эксперты склонны ставить проблему еще шире, увязывая в один узел сирийский конфликт, ситуацию вокруг Каспийского моря (раздел которого на национальные секторы много лет остается нерешенной задачей) и Афганистан.
Профессор Тегеранского университета Джахангир Карами прямо заявил: "Мы сталкиваемся с новыми угрозами, усиливающимися в новых условиях, особенно, с разными трансформациями терроризма, экстремизма, а также сепаратизма, в частности, в Сирии, и это выходит за пределы собственно Сирии". "Общее здесь – американская экспансия, новые связи между США и всякого рода региональными радикалами", - продолжил его коллега, профессор Технологического университета "Шариф", бывший заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Аббас Малеки. Как последний пример связей Белого дома с формальным противником он привел переговоры между американцами и талибами в Дохе, столице Катара, который, напомним, является одним из главных союзников сирийских боевиков, пытающихся свергнуть режим Башара Асада.
"Хватит слухов!"
"Мы уже давно не рассматриваем себя как страну Среднего Востока – мы часть большого субрегиона. У нас 15 соседей, и на сопредельных территориях лишь двух из них – Армении и России – не идет речи о присутствии США", - подчеркнул Малеки. Причем, по его словам, до Тегерана постоянно доходят "слухи о секретном базировании американских военных в Азербайджане".
Последнее утверждение вызвало резкую отповедь азербайджанских коллег. "Хватит слухов!… Мы уже не раз слышали о некой военной базе США под Баку, с радиолокационным устройством. Покажите нам, где эта база! Иран - братская страна, наш президент открыто сказал, что мы никогда не предоставим нашу территорию для военной атаки США против Ирана, - сказал директор Центра регионального развития, профессор Бакинского госуниверситета Чингиз Исмаилов. - Естественно, у нас есть обеспокоенность относительно передислокации сил НАТО, часть из них, возможно, пойдет через Баку и есть опасения, что натовцы останутся, но мы этого абсолютно не хотим". Профессор Исмаилов развил эту тему в интервью агентству "ИнфоРос": "Ни одна из стран региона не заинтересована в прямом участии американцев в обеспечении безопасности Каспия. В этом заинтересованы сами американцы, но только в части защиты международных трубопроводов, чтобы выдавить из региона Россию. На остальное им наплевать, и на Нагорный Карабах, и на решение прочих конфликтов. Минская группа ОБСЕ по Карабаху - мертвая вещь, в Америке это знают, и Америку это совершенно не волнует. Права человека, о которых Штаты вроде бы так пекутся, – по боку. У них геополитический интерес – вывести страны региона из-под влияния России. У Европы интерес геоэкономический – обеспечить поставки сырья в обход России, и эти интересы совпадают. Есть и третий интерес - использовать разногласия по Каспию против Ирана, но они уже поняли, что с Азербайджаном это не получится".
По словам Исмаилова, ситуацией стремится воспользоваться Армения: "В армянских СМИ еще когда только началось обсуждение трубопровода Баку-Джейхан, появились призывы сорвать этот проект любой ценой, угроза возникает и для других трубопроводов, и мы не можем не реагировать на это".
В свою очередь, Аббас Малеки заявил нашему изданию, что прикаспийским государствам необходимы прозрачность и реальные меры доверия. "Необходимо, конечно, достичь взаимопонимания, и одна из наших основных задач – демилитиаризация Каспия и решение экологических проблем, тем более, что экология – единственное направление, по которому у прикаспийских стран налицо продвижение. Есть официальный документ – Тегеранская Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года, по которому ведется дальнейшая работа".
Кто на Каспии грязнее
Действительно, экологическое направление остается единственным, на котором у "каспийской пятерки" наблюдаются определенные подвижки. Но, как рассказал "ИнфоРосу" руководитель азербайджанской НПО "Каспий-развитие во имя будущего", завкафедрой Бакинского госуниверситета Эльдар Мамедов, "прикаспийские государства действуют по принципу своя рубашка ближе к телу; конкретный пример: Россия больше всех занимается размножением рыбы, осетровых, в большом количестве выпускает в Каспий мальков, но они из-за экологического состояния Северного Каспия уплывают на юг, в иранские воды. А Иран пользуется ситуацией, и затем бесконтрольно, без всяких квот продает во Францию уже черную икру. Французы цинично покупают этот товар, несмотря ни на какие антииранские санкции". "Почему Россия разводит мальков осетровых, а выгоду от этого получает Иран?", - задается вопросом Эльдар Мамедов.
"Наиболее загрязненным сектором Каспия иранцы называют сектор Азербайджана, но по той же логике они могут обвинить и Россию, поскольку Волга сливает в Каспий большое количество химикатов. Есть претензии и к Казахстану, следует предъявить их и самому Ирану с его огромным каспийским побережьем с массой сточных вод. Но нет единых стандартов определения экологических нарушений на Каспии, нет специальной мониторинговой организации, никто не берет на себя ответственность за это дело. Стороны только занимаются поимкой чужих рыбацких лодок. Скажем, азербайджанские лодки попадают в воды Казахстана, их ловят, арестовывают и штрафуют рыбаков, конфискуют товар… Надо определить, где и как могут заниматься рыболовством представители прибрежных стран, установить систему лицензирования", - считает Эльдар Мамедов.
НАТО: транзит или база?
Экология экологией, но и на "зеленом" направлении не все так просто, полагает председатель экспертного совета Фонда содействия сохранению Каспийского моря (Казахстан) Серикжан Мамбеталин. "В северной части Каспия, которая в советские времена считалась заповедной (это зона размножения осетровых) разрабатывается крупнейшее нефтяное месторождение – Кашаган. "И в этом вопросе экология тесно переплетена с экономикой и геополитикой, - рассказал агентству "ИнфоРос" казахстанский эксперт. Доля американской "ЭксонМобил" в Кашаганском нефтяном месторождении, по его словам, составляет около 16,8%, Америка там также представлена компанией "КонакоФилипс" (ее долю, возможно, купят китайцы). "Там еще работают британская "Шелл", французская "Тоталь", итальянская Eni, но американцев интересует не столько доля в проекте, сколько то, что они станут его операторами, - продолжил Мамбеталин. - Другие западные нефтяные компании будут смотреть, как работает "ЭксонМобил". Кашаган расположен близ Актау, и не случайно, что перевалочную базу НАТО планируется разместить в тех же местах. Просто так американцы эту зону не оставят, ведь речь идет о большой и даже очень большой нефти. Возможно, американцев постараются уравновесить китайцы. Но китайцы - партнеры сегодня, а что будет лет через 20-30? Удивляет пассивность России, я считаю, что россияне должны четко сказать: ребята это наше внутреннее озеро, не лезьте. Пока этого не слышно. В июле – deadline для начала добычи нефти, после чего Россия практически потеряет доминирование на Каспии".
Казахстанский эколог говорил искренне и увлеченно, но автора не покидала мысль: сколь сложно России будет возразить что-либо по поводу базы в Актау, если Москва сама согласилась разместить во многом аналогичный транзитный пункт НАТО в Ульяновске. Наш собеседник согласился: "Увы, это реальность".
"Разговор на тему транзитного пункта идет давно, для Казахстана – с позиции экономической выгоды. Это двусторонние отношения между Казахстаном и США, Казахстаном и НАТО, все это еще должно быть официально утверждено, нам здесь нечего комментировать", - четко сказал "Инфоросу" советник Управления политического сотрудничества Секретариата ОДКБ Вячеслав Мусихин.
"Россия, как известно, предоставила перевалочный аэродром в Ульяновске. Но проблема не в этом, а в том, чтобы вывод войск НАТО не стал бы предлогом для долгосрочного закрепления военного присутствия США на Каспии и в регионе в целом", - резюмировал генеральный директор Института каспийского сотрудничества (Россия) Сергей Михеев.
То, что американцы не уходят оттуда, куда пришли, ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос, как заметил заведующий кафедрой криминалистики Бакинского госуниверситета Кямиль Салимов еще и в том, что "НАТО и силы международной коалиции не одержали окончательной победы над талибами", и, следовательно, "НАТО должно отчитаться перед Советом Безопасности ООН по выполнению своей миссии в Афганистане".
"Теперь-то у вас другое руководство"
Что касается России, то председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков в ответ на выдвигаемые нашей стране упреки в пассивности, констатировал: для того, что бы понять "неосуществимость" альянса с НАТО и порочность тезиса "а куда они от нас денутся" (в отношении стран СНГ) ельцинскому руководству понадобилось много лет. В целом Пушков объяснил проколы прежнего российского руководства "резким снижением качества принимаемых решений в связи со сменой сиcтемы (после крушения СССР. - Ред.) и глубокой провинциальностью тех людей, которые пришли к власти".
Фраза о "провинциальности" сразу понравилась азербайджанским участникам форума. "Козырев – типичный провинциал в политике, - сказал "ИнфоРосу" Кямиль Салимов, а его коллега Чингиз Исмаилов добавил: "Россия не вкладывает инвестиции в нашу экономику, в то время как Америка со своим проектом "Нового шелкового пути" предлагает профинансировать новый порт, который мы строим. С точки зрения здравого смысла ситуация абсурдная, ведь национальные интересы России и Азербайджана (не геополитические, а именно национальные), по моему глубокому убеждению, совпадают на 99 процентов. Этого не понимал Ельцин, но теперь-то у вас другое руководство. Зачем отдавать Каспий Западу?".
… Конференция "Каспийский субрегион: угрозы безопасности и факторы стабилизации" была организована российским Институтом каспийского сотрудничества. Она стала еще одним шагом к достижению взаимопонимания между пятью прикаспийскими странами в их постоянных дискуссиях по морским границам, распределению природных ресурсов, экологическим нормам и созданию общей системы региональной безопасности. Как заявил на прошедшем форуме гендиректор этого института Сергей Михеев, "Россия выступает за создание региональной организации, которая была бы площадкой для решения противоречий и координации усилий в политическом и военном отношении. Не для того, чтобы связать всех в одной структуре, а чтобы обеспечить предсказуемость в этом регионе мира". В развитие данного тезиса он пояснил агентству "ИнфоРос", что эта идея пока по-разному воспринимается странами региона. "Россия и Иран – "за", Казахстан нейтрален, Азербайджан и Туркмения особо осторожны. С практической реализацией идеи создания такого координирующего органа все очень непросто, но двигаться в этом направлении надо", - считает Сергей Михеев.