logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Владимир Строгов

Закат эпохи Саакашвили

Грузия открывает новую страницу своей истории?

Выигравшая парламентские выборы политическая коалиция "Грузинская мечта" на прошлой неделе утвердила состав нового, независимого от президента, правительства. Победа движения миллиардера Бидзины Иванишвили ознаменовала собой резкое падение влияния Михаила Саакашвили, который лишился преданного себе правительства и большинства в парламенте. Причины неудачи бывшей партии власти "Единое национальное движение" объясняются практически повсеместным провалом политического курса режима, пришедшего к власти в результате "революции роз".

Развязанная в августе 2008 года официальным Тбилиси война против России должна была, по замыслам ее зачинщиков, стать его главным триумфом на внешнеполитическом поприще. Однако вместо торжественных парадов в Сухуме и Цхинвале конфликт закончился для грузинской стороны тяжелым национальным позором. Многие тысячи беженцев, деморализованная и отступающая армия, бомбардировки военных объектов — и все это на фоне жующего от страха свой галстук национального лидера — долго будет помниться обычным гражданам Грузии. Тогда, в 2008 году, ее политическая элита посредством различных манипуляций заставила свой народ поверить в миф о "российской агрессии". Между тем, сегодня уже не так много грузин соглашается с подобной, ложной, версией развязывания конфликта.

Эпоха Саакашвили также надолго останется символом тяжелых внутренних проблем в Грузии. Называемая часто на Западе и в среде российских либералов "грузинским чудом" модель общественных отношений в республике оказалась нежизнеспособной. Так, искорененное, якобы, взяточничество и казнокрадство, на деле, стало попросту прерогативой высших эшелонов власти. Неслучайно, что смена власти в республике проходит под аккомпанемент многолюдных забастовок, бунтов неимущих и отчаявшихся беженцев из Абхазии и Южной Осетии, захватывающих госучреждения страны.

По мнению авторитетных специалистов, экономика Грузии — "мыльный пузырь". Ситуация в этой сфере в настоящее время ничем не лучше, чем до "революции роз". Экономический рост в первые годы правления Саакашвили шел за счет средств, полученных вследствие приватизации государственного сектора. А позже, когда приватизировать стало нечего, — за счет накопления внешнего долга, который с 2003 года вырос более чем в 6 раз. Грузия занимает последнее место среди стран Закавказья по ВВП на душу населения. При этом средний доход населения является одним из самых низких в мире, реальная безработица составляет более 60 процентов, а экспорт в несколько раз превышает импорт.

В 2003-2012 гг. грузинские власти на официальном уровне сделали немало для привлечения иностранных инвестиций. Действовавшие по правительственному найму зарубежные пиар-структуры активно продвигали на Западе представление о Грузии как "молодой демократии" — стране с "большими возможностями". Кроме того, был принят целый ряд законов и прочих мер, которые до минимума упрощали начало в стране собственного дела. Так, в настоящее время наемная рабочая сила, согласно законодательству, практически не защищена от произвола работодателей. Между тем, на деле оказывалось, что гораздо проще, чем открыть свой бизнес, было разориться, попав под рейдерский захват подконтрольных президенту Саакашвили бизнес-кланов. Инвестиции, которые пришли в страну в середине 2000-х годов, быстро сошли на "нет". Приехавшие из-за рубежа бизнесмены, среди которых было немало вернувшихся на родину соотечественников, сумели в скором времени разобраться в лживой пропаганде и уехать обратно.

Сегодня по объему тратящихся на здравоохранение средств — 35 долларов на душу населения — Грузия делит сегодня 149-152-е места с Йеменом, Того и Эритреей. В 2010 году совокупные расходы Грузии на образование и здравоохранение были в 1,5 раза меньше потраченных на силовые структуры.

Оставляет желать лучшего и ситуация с правами человека. Яркий тому пример – недавний скандал с пытками в тюрьмах. В сентябре МВД республики сообщило о случаях жестокого обращения с заключенными в Глданской тюрьме №8. По данным следствия, группа сотрудников тюрьмы "нечеловечески обращалась с заключенными и снимала это на видео". Ряд правозащитных организаций осудили вскрывшиеся факты нарушения прав заключенных. Глава МВД Бачо Ахалая подал в отставку, а впоследствии и вовсе убежал за границу.

С победой "Грузинской мечты", бегство соратников Саакашвили приняло грандиозный масштаб. Опасаясь судебного преследования за различные преступления (в том числе, пытки и убийства) со стороны победившей оппозиции, Грузию уже покинули многие высокопоставленные чиновники. Среди них — министр юстиции Зураб Адеишвили, министр обороны Дмитрий Шашкин, замминистра обороны Дата Ахалая, председатель комитета по обороне и безопасности парламента Георгий Таргамадзе, бывший министр обороны Давид Кезерашвили (занимал пост во время войны 2008 года), бывший глава департамента исполнения наказаний Давид Чакуа.

Какие политические взгляды характеризуют людей, пришедшим на смену убежавшим преступникам, в каком направлении намерена двигаться новая власть? Ответить на эти вопросы сегодня можно дать лишь на основе отдельных высказываний премьера Бидзины Иванишвили и членов его правительства.

В ходе различных интервью представители нового кабинета министров (в частности, глава МИД Майя Панджикидзе) отмечают, что его важнейшим приоритетом является возвращение Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Однако при этом они полностью исключают применение силы. Как заявил Иванишвили, военные события августа 2008 года были "большой провокацией, произошедшей под руководством главнокомандующего вооруженными силами, президента Грузии Михаила Саакашвили". Кроме того, отдельные высказывания нового министра обороны Ираклия Аласании ясно свидетельствуют о скорой трансформации национальной военной доктрины из наступательной в оборонительную. Так, по его утверждениям, в ближайшее время республика намерена сократить численность своей армии, в два раза уменьшить срок службы по призыву, отказаться от ВВС и ВМС, сконцентрироваться на развитии национальной системы ПВО.

В своем стремлении восстановить территориальную целостность страны Иванишвили обещает сделать упор на стратегию по развитию "околоконфликтных регионов" — Самегрело (граничащий с Абхазией) и Шида-Картли (с Южной Осетией). Если Саакашвили строил "на зависть абхазам" город-порт Лазику (находящийся недалеко от грузино-абхазской границы), то теперь решено создать для отколовшихся регионов фонд поддержки реабилитационных проектов. При этом строительство Лазики Иванишвили решил отменить. Проект строительства города на вековых болотах, по мнению многих экспертов, является всего лишь очередной мошеннической схемой прежних властей.

Признавшая вину своих предшественников за развязывание конфликта новая грузинская власть полагает, что обсуждение проблемы утраченных республик не должно препятствовать дружеским отношениям с Россией. Иванишвили выступает за скорейшую нормализацию российско-грузинских отношений, а также восстановление культурных и торговых связей. По мнению премьер-министра, грузинский бизнес не готов экспортировать свою продукцию в ЕС и США, поэтому грузинским предпринимателям стоит вернуться на российский рынок, который очень важен для экономики и сельского хозяйства Грузии. В считанные дни после утверждения состава нового грузинского правительства министры энергетики и сельского хозяйства Каха Коладзе и Давид Кирвалидзе выступили с конкретными предложениями в адрес России.

Несмотря на намерение развивать добрососедские отношения с Москвой, новый премьер, высказался за продолжение курса на сближение страны с ведущими западными странами и организациями. Как заявил Иванишвили, он "сделает все" для углубления сотрудничества с "самым большим партнером" Грузии – Соединенными Штатами. По словам Ираклия Аласании, Вашингтон будет по-прежнему главным военным союзником Тбилиси. Именно у США предполагается закупать основную часть образцов новейшего вооружения и военной техники.

Главной же целью нового правительства является строительство в Грузии дееспособной государственной системы, не зависящей от личности одного человека. Немаловажную роль в этом процессе должна сыграть планируемая децентрализация власти и наделение регионов страны большими полномочиями. Лидеры "Грузинской мечты" заявляют о необходимости решать тяжелые социальные проблемы, доставшиеся от эпохи Саакашвили. Так, новый премьер обещал выделить около 6 миллиардов долларов на решение проблем беженцев и, в первую очередь, на строительство современного жилья. Несмотря на амбициозные планы, Иванишвили не станет долго оставаться в политике. В день своего утверждения в качестве премьер-министра он заявил, что через полтора года уйдет из политики в гражданский сектор.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что Грузия открывает новую страницу своей истории. Учитывая тот факт, что президент страны не может быть избранным два срока подряд, находиться у власти Саакашвили осталось недолго. Очередные президентские выборы, которые состоятся уже в следующем году, номинально сделают его рядовым гражданином страны. Впрочем, если бы Саакашвили удалось найти какую-либо лазейку и даже победить на них, такие усилия оказались бы в принципе тщетными. Вступающая в силу осенью 2013 года новая грузинская конституция, принятая в 2010 году, предполагает передачу всей полноты исполнительной власти от президента в руки ответственного перед парламентом премьер-министра. Полномочия президента ограничатся представительскими функциями. Понадеемся, что новая власть в Грузии избежит ошибок режима Саакашвили, а перемены к лучшему станут необратимыми.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie