Западно-русизм и Евразийское движение в Беларуси
История, идеология, современность
Портал RUSSKIE.ORG представляет вашему вниманию текст выступления экономико-географа, доцента, кандидата географических наук, зав. кафедрой Белорусского торгово-экономического университета Валерия Семеновича Бондаренко (Белоруссия), на Международной научно-практической конференции «1150-летие образования Древнерусского государства: история и современность», прошедшей под эгидой Гражданского форума России, Украины и Белоруссии при участии Института Русского зарубежья 12 сентября 2012 г. в Киеве.
Западно-русизм — историко-идеологическое направление научной, общественно-политической, этно-конфессиональной и культурной жизни.
Возник западно-русизм в Северо-Западном крае Российской империи и, ранее, в Речи Посполитой в 17-18 вв.
Основа - постулат о том, что Беларусь является культурной и государственной частью России, а белорусы — самобытное ответвление русского этноса.
История и движущие силы. Первые идеи, названные впоследствии западнорусизмом, возникли во времена Речи Посполитой. Их катализатором был так называемый «диссидентский вопрос» (вопрос о равных правах православных с католиками).
На формирование идей западнорусизма сильное влияние оказал Замойский синод (Замойский собор) – своего рода «шоковая терапия» для православных верующих. Это - поместный собор грекокатолической Киевско-Галицкой митрополии. Значение Замойского собора для Грекокатолической Церкви уподобляют значению Тридентского (г. Трент, Италия) Собора для католичества в целом. Так, после собора священники стали стричь волосы, брить бороды, носить одежду, ранее характерную только для западного духовенства. Собор принял литургические книги, одобренные папской властью и отказался от использования некатолических изданий.
РПЦ и западноруссизм. РПЦ и ее сторонники оказались вынужденными отстаивать себя и свою идентичность. Возникла проблема неравных прав РПЦ и РКЦ/ГКЦ, а также неравных прав православных и католиков. Эта конфликтная ситуация послужила толчком для развития идей западноруссизма.
Основополагающий комплекс представлений западнорусизма сложился под идейным руководством епископа Белорусского св. Георгия Конисского в XVIII в. Идеи западнорусизма развивались в окружении виленского епископа Иосифа (Семашко), особенно в связи с проведением Полоцкого собора 1839 года, ликвидировавшего униатство на территории Российской империи.
Связь с славянофильством. Влияние на развитие западнорусизма оказала идеи славянофильства, разработанные А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, И. С. Аксаковым и др.
Окончательно теория западнорусизма была научно разработана в трудах русского историка, выходца из Гродненской губернии М.Кояловича, который для обозначения современной территории Беларуси ввёл в научный оборот термин «Западная Россия» (Западная Русь).Его считают одним из виднейших идеологов западнорусизма.
Этногенез белорусов. Основные концепции. Нет единого мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности. Некоторые исследователи считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке, а процесс формирования белорусской народности начался в 17-18 вв. Концепции этногенеза белорусов:
- «Финская» — предками белорусов были финно-угорские племена, ассимилированные балтскими племенами в бронзовом веке;
- «Балтская» — предками были балты , они явились этническим субстратом (подосновой), а в результате миксации и взаимоассимиляции балтов с пришлыми славянами сформировался белорусский этнос;
- «Племенная» (Е. Ф. Карский, М. В. Довнар-Запольский) — этническая консолидация племён кривичей, радимичей, дреговичей, волынян и др. племен по различным социально-экономическим, политическим, военным и религиозным причинам в X—XII веках ;
- «Древнерусская» (С. А. Токарев, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков) — белорусы образовались на месте древнерусской народности, наряду с украинцами и русскими в результате распада Киевской Руси в XII—XIII веках.
Существовали также польская и великорусская концепции. Их суть заключалась в том, что этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно. Есть и другие мнения.
Аргументы «за» западноруссизм. Одним из доказательств истинности этой концепции является история терминов «белорусский народ» и «Белая Русь» (Белоруссия, Беларусь).
- Этноним. Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» (Leucorussus) как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 г. Однако до ХХ в. самоназвание «белорусы» употреблялось весьма редко. Самоназвание белорусского население было «русские», «русины»,«тутэйшие», «литвины» (не литовцы !), а на западе Белоруссии использовали термин «поляки» или даже «католики».
Как писал в 1903 г. о термине «белорусы» Евфимий Карский, близкий к кругам западнорусистов филолог и этнограф:
Въ настоящее время простой народъ въ Бѣлоруссіи не знаетъ этого названія (белорусы - ВБ). На вопросъ: кто ты? простолюдинъ отвѣчаетъ — русскій, а если онъ католикъ, то называетъ себя либо католикомъ, либо полякомъ; иногда свою родину назоветъ Литвой, а то и просто скажетъ, что онъ «тутэйшій» (tutejszy) — здѣшній, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, какъ пришлому въ западномъ краѣ.— Е. Ѳ. Карскій. Бѣлоруссы. Т. I, гл. IV., с. 116.
- История смешения русского и белорусского языков также может быть аргументом в пользу концепции западноруссизма. Факт смешения русского и белорусского языков гораздо старше самого определения и имеет долгую историю со времен Франциска Скорины.
Это явление - смешение языков - усилилось с тех пор, как территория Белоруссии вошла в состав Российской империи. Контакты между близкородственными русским и белорусским народами возобновились, а полонизация населения и влияние польского языка прекратились, причем весьма легко и без сопротивления.
«Трасянка» (белорусский аналог «суржика»). В возникновении трасянки принимали участие как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы не имели большого значения, это - русификация Белоруссии и Польши в XIX веке по указам российских царей. Внутренние факторы оказались гораздо более существенны - массовая миграция белорусов из белорусскоязычных деревень в русскоязычные города в предвоенные и послевоенные годы. Общая особенность – ограниченные возможности усвоить литературный русский язык и восприятие русского языка как своего, а не как чужого.
Неозападнорусизм. Идеологическое обеспечение Евразийской интеграции сегодня. Политика интеграции России и Беларуси в конце XX — начале XXI вв. привела к необходимости её идейного обоснования. В этой связи в Беларуси более активно стали действовать сторонники западнорусских взглядов – однако их количество пока весьма и весьма невелико. Сам по себе термин «западноруссизм» известен пока только специалистам. Термины и понятия «евразийство» и/или «славянофильство» сегодня примерно в таком же положении. «Евразийская интеграция» сегодня понимается в обществе в строгом соответствии с выступлениями высших должностных лиц РБ как «Таможенный союз» и «Единое экономическое пространство»…
Для сравнения «почувствуйте разницу»: противники Евразийской интеграции сегодня опираются на самое мощное в мире идеологическое обеспечение и на всестороннюю системную поддержку Запада.
Евразийский народный союз (ЕНС) Беларуси сегодня. Учредительный съезд ЕНС состоялся в феврале 2012 г., в госрегистрации было отказано в апреле, что предвидели многие аналитики. Интересно, что задолго до съезда появились резко негативные и даже враждебные публикации. Напр.:
а) «Создание ЕНС является прямым вызовом безопасности государства в целом, а не только его политической верхушки»;
б) «Более рациональным (для белорусской власти !) видится нейтрализация пророссийских сил внутри Беларуси руками другой общественно-политической структуры при поддержке властью».
Причины весьма скорбного состояния идеологии Евразийского движения и Евразийской интеграции сегодня.
-Невысокий уровень знаний и, в частности, в сфере истории и идеологии Евразийского движения;
- Незначительная и несистемная поддержка России;
-Мощная и системная поддержка идеологических и геополитических противников.
Предложения. Россия должна освоить и активно применять «soft power» («мягкое влияние») по аналогии с США и с ЕС.
Напр., представляется целесообразным принять Закон «О поддержке интеграционных инициатив» - как некий аналог американского Акта о поддержке демократии.
Мы живем в мире политических технологий – это подтверждается как историей, так и современностью.