Записки из страны Туркменбаши
Часть четвертая
О музее пшеницы
Может быть, совсем не зря российский археолог В.И. Сарианиди давно пытается убедить мир, что легендарная страна Маргуш, лежащая в Каракумах, – пятый центр цивилизации, незаслуженно забытый. Четыре-пять тысяч лет назад здесь человек с колоссальным терпением, волей и умением успешно противостоял суровым условиям пустыни. Но еще раньше на этих просторах жили люди, заявившие о себе как об опытных селекционерах, вырастивших уникальные сорта белой пшеницы – ак бугдая. Злаковые остатки, пролежавшие в земле не менее семи тысяч лет, сто лет назад выявила американская экспедиция Р.Пампелли. Теперь в поселке Анау Гяурского этрапа, лежащем у подножия Копетдага неподалеку от Ашхабада, за счет государственного бюджета Туркменистана предписано в течение года создать Национальный музей "Ак бугдай". Злаковый экспонат, помещенный в золотой сосуд, будет навечно прославлять древних хлеборобов. Но кого конкретно? Местные газеты взахлеб пишут, что находка зерна – нетленное свидетельство древности туркменского народа, его таланта и единственности в истории. Вон ведь предков туркмен так и не удалось превзойти за всю общечеловеческую продолжительность земледелия!
Однако здесь можно поспорить. Те же археологические открытия говорят, что в те далекие времена здесь были люди чисто европейского типа, что до Великого Переселения народов туркменов поблизости не наблюдалось. Музей создавать непременно нужно, но не туркменским хлеборобам, а просто Человеку-Хлеборобу. Не обязательно ему становиться туркменом.
Дикая торговля
Когда-то рассказывали байку про советского еврея, переехавшего в Израиль. Устроился он продавцом частного магазина и в конце первой рабочей недели пошел делиться полученной выгодой с хозяином. Тот, естественно, поинтересовался, откуда прибыль! Оказалось, что новый работник обвешивал и обсчитывал покупателей. Он явно рассчитывал на одобрение хозяина, а хозяин его взял да моментально уволил. Лишние деньги, полученные путем падения престижа магазина, его фирменного знака и лица, не были нужны коренному израильтянину, к большому изумлению прибывшего недавно и мало знакомого с правилами цивилизованной торговли.
Нечто похожее происходит сейчас в торговой сети Туркменистана. Есть здесь и очень хорошие торговые точки, работающие без нарушений, но в них запредельные цены, и простой народ в них не ходит. А в остальных пунктах продажи и на рынках такой бардак, что диву даешься. Государственных усилий по соблюдению порядка не наблюдается, частники же почти сплошь жулики. Пересортица, обвес, обман почему-то стали нормой. Продавцы даже не стесняются. Стоит их уличить в неправильном расчете, и сразу слышишь, что им тоже надо что-то иметь, что они с кем-то делятся. Очень много в торговых точках фальшивых, самопальных товаров, особенно стараются производители спиртных напитков. На базарах орудуют облегченными гирями и перекошенными весами со сложной градуировкой. Покупатели тоже начали приспосабливаться к таким условиям и обзавелись каждый третий собственными пружинными весами и старинными безменами. Скандалы возникают постоянно. Доходит до того, что иной уличенный мошенник высыпает вроде бы уже взвешенный товар обратно и нагло заявляет, что тебе он ничего продавать не будет. Извинений мало от кого дождешься. Даже смешно иной раз слышать заверения продавцов, что вот в другом месте тебя бы обдурили, а он лично взвешивает точно, поэтому у него цены повыше, чем у других. В общем, получается так на так!
Пожилые люди говорят, что раньше туркмены были очень честными продавцами и в обмане замечались редко. Демократические преобразования и полное отсутствие контроля и торговой культуры испортили их и развратили. Социализма с БХСС больше нет, существует только дикий капитализм, в котором еще надо научиться жить.
Воинская присяга
Солдаты должны принять присягу. Как же это делается в Туркменистане? В часть приглашаются представители местных властей, родители солдат, обязательно присутствие имамов – служителей ислама. Уже не раз принятие присяги производилось непосредственно в мечетях.
Держа в руках текст воинской присяги, молодые воины на Коране и священной Рухнама клянутся верно служить Отечеству, Туркменскому народу и лично Президенту Туркменистана Великому Сапармурату Туркменбаши.
Событие знаменательное и … фальшивое. А что, если принимающий присягу атеист? А если он не туркмен, а инородец? А что будет, если умрет Сапармурат? Что, тогда надо будет срочно менять текст присяги? Как-то несерьезно!
Валерий Попов
Ссылки по теме:
Записки из страны Туркменбаши. Часть первая
Записки из страны Туркменбаши. Часть вторая
Записки из страны Туркменбаши. Часть третья