logo

Хлебные крошки

Статьи

Записки из страны Туркменбаши

Часть четвертая

О музее пшеницы

Может быть, совсем не зря российский археолог В.И. Сарианиди давно пытается убедить мир, что легендарная страна Маргуш, лежащая в Каракумах, – пятый центр цивилизации, незаслуженно забытый. Четыре-пять тысяч лет назад здесь человек с колоссальным терпением, волей и умением успешно противостоял суровым условиям пустыни. Но еще раньше на этих просторах жили люди, заявившие о себе как об опытных селекционерах, вырастивших уникальные сорта белой пшеницы – ак бугдая. Злаковые остатки, пролежавшие в земле не менее семи тысяч лет, сто лет назад выявила американская экспедиция Р.Пампелли. Теперь в поселке Анау Гяурского этрапа, лежащем у подножия Копетдага неподалеку от Ашхабада, за счет государственного бюджета Туркменистана предписано в течение года создать Национальный музей "Ак бугдай". Злаковый экспонат, помещенный в золотой сосуд, будет навечно прославлять древних хлеборобов. Но кого конкретно? Местные газеты взахлеб пишут, что находка зерна – нетленное свидетельство древности туркменского народа, его таланта и единственности в истории. Вон ведь предков туркмен так и не удалось превзойти за всю общечеловеческую продолжительность земледелия!

Однако здесь можно поспорить. Те же археологические открытия говорят, что в те далекие времена здесь были люди чисто европейского типа, что до Великого Переселения народов туркменов поблизости не наблюдалось. Музей создавать непременно нужно, но не туркменским хлеборобам, а просто Человеку-Хлеборобу. Не обязательно ему становиться туркменом.

Дикая торговля

Когда-то рассказывали байку про советского еврея, переехавшего в Израиль. Устроился он продавцом частного магазина и в конце первой рабочей недели пошел делиться полученной выгодой с хозяином. Тот, естественно, поинтересовался, откуда прибыль! Оказалось, что новый работник обвешивал и обсчитывал покупателей. Он явно рассчитывал на одобрение хозяина, а хозяин его взял да моментально уволил. Лишние деньги, полученные путем падения престижа магазина, его фирменного знака и лица, не были нужны коренному израильтянину, к большому изумлению прибывшего недавно и мало знакомого с правилами цивилизованной торговли.

Нечто похожее происходит сейчас в торговой сети Туркменистана. Есть здесь и очень хорошие торговые точки, работающие без нарушений, но в них запредельные цены, и простой народ в них не ходит. А в остальных пунктах продажи и на рынках такой бардак, что диву даешься. Государственных усилий по соблюдению порядка не наблюдается, частники же почти сплошь жулики. Пересортица, обвес, обман почему-то стали нормой. Продавцы даже не стесняются. Стоит их уличить в неправильном расчете, и сразу слышишь, что им тоже надо что-то иметь, что они с кем-то делятся. Очень много в торговых точках фальшивых, самопальных товаров, особенно стараются производители спиртных напитков. На базарах орудуют облегченными гирями и перекошенными весами со сложной градуировкой. Покупатели тоже начали приспосабливаться к таким условиям и обзавелись каждый третий собственными пружинными весами и старинными безменами. Скандалы возникают постоянно. Доходит до того, что иной уличенный мошенник высыпает вроде бы уже взвешенный товар обратно и нагло заявляет, что тебе он ничего продавать не будет. Извинений мало от кого дождешься. Даже смешно иной раз слышать заверения продавцов, что вот в другом месте тебя бы обдурили, а он лично взвешивает точно, поэтому у него цены повыше, чем у других. В общем, получается так на так!

Пожилые люди говорят, что раньше туркмены были очень честными продавцами и в обмане замечались редко. Демократические преобразования и полное отсутствие контроля и торговой культуры испортили их и развратили. Социализма с БХСС больше нет, существует только дикий капитализм, в котором еще надо научиться жить.

Воинская присяга

Солдаты должны принять присягу. Как же это делается в Туркменистане? В часть приглашаются представители местных властей, родители солдат, обязательно присутствие имамов – служителей ислама. Уже не раз принятие присяги производилось непосредственно в мечетях.

Держа в руках текст воинской присяги, молодые воины на Коране и священной Рухнама клянутся верно служить Отечеству, Туркменскому народу и лично Президенту Туркменистана Великому Сапармурату Туркменбаши.

Событие знаменательное и … фальшивое. А что, если принимающий присягу атеист? А если он не туркмен, а инородец? А что будет, если умрет Сапармурат? Что, тогда надо будет срочно менять текст присяги? Как-то несерьезно!

Валерий Попов



Ссылки по теме:

Записки из страны Туркменбаши. Часть первая

Записки из страны Туркменбаши. Часть вторая

Записки из страны Туркменбаши. Часть третья

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie