
Заторчавшая верста
Дряннейшие людишки получили вдруг перевес
Достоевский писал «Бесов» 140 лет назад, а перечитываешь сейчас - будто ничего не изменилось за эти годы в России. Только новые бесноватые и стада свиней на гореВ поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам...
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной...
А. С. Пушкин.
* * *
Понимаю, что в век твиттеров масштабные произведения не востребованы. Но я все-таки решил воспроизвести некоторые из злободневных мыслей и наблюдений Федора Михайловича. Не первый месяц подмывает. А окончательно подвигло на это вручение государственной премии «Инновация» (и соответственно 400 тысяч рублей) «арт-группе» «Война» за стремительное (всего лишь 23 секунды понадобилось мастерам!) изображение на Литейном мосту в Санкт-Петербурге фаллоса. Разводишь мост на ночь - член торчит и светится (подробности - на kp.ru).
Как и подобает «настоящим революционерам», получать премию художники отказались (или мне это померещилось?). А прокомментировали сие выдающееся событие культурной жизни России так*: «Статуэтка из лап государства любому всегда будет неприятна, липкая, небось, вся» (Олег «Вор» Воротников); «Мне арт пох» (Леонид «Е...тый» Николаев); «Мы создаем новый политический язык, на котором все заговорят... «Война» аккумулирует людской гнев, и он воспламеняется вокруг нас. Это наш художественный долг. Мы отвечаем: ссы, Сатана! И страх у общества уходит» (Наталья «Коза» Сокол). Есть и совсем непечатные - интернетные - перлы (некоторые - весьма оскорбительные для нашего президента, любящего инновации), но их я, естественно, не приведу.
Вперед к Достоевскому!
Вам никого не напоминает Министерство культуры РФ, сообщившее, что, хотя и не поддерживает решения жюри относительно премии, оспаривать его не берется? Мне - слабого, выживающего из ума Андрея Антоновича фон Лембке, губернатора из «Бесов», заискивающе обращающегося к молодому самоуверенному негодяю Петру Степановичу Верховенскому:
«Мы только сдерживаем то, что вы расшатываете, и то, что без нас расползлось бы в разные стороны. Мы вам не враги, отнюдь нет, мы вам говорим: идите вперед, прогрессируйте, даже расшатывайте, то есть все старое, подлежащее переделке; но мы вас, когда надо, и сдержим в необходимых пределах и тем вас же спасем от самих себя, потому что без нас вы бы только расколыхали Россию, лишив ее приличного вида, а наша задача в том и состоит, чтобы заботиться о приличном виде».
Откуда это постоянное самоуничижение, вновь ставшее модным на государственном уровне? Откуда это постоянное равнение на нечто якобы заведомо прогрессивное, расплывчато демократическое, находящееся, естественно, где-то вдали от России? Для чего превозносить «Войну»? Не пора ли подняться над примитивным, образца 1991 года, восприятием мира? Вроде бы все, кто не идиот или подлец, должны были бы в достаточной степени «налюбоваться» скотством тогдашних духовных наставников в Косово, Ираке, а теперь и в Ливии. Ан нет. По-прежнему не хватает эпатажного холуйства, выдаваемого за достойную уважения дерзость.
Из «Бесов»:
«Мы... тотчас решили... что «мы, русские, пред американцами маленькие ребятишки и нужно родиться в Америке или по крайней мере сжиться долгими годами с американцами, чтобы стать с ними в уровень». Да что: когда с нас за копеечную вещь спрашивали по доллару, то мы платили не только с удовольствием, но даже с увлечением. Мы всё хвалили: спиритизм, закон Линча, револьверы, бродяг. Раз мы едем, а человек полез в мой карман, вынул мою головную щетку и стал причесываться; мы только переглянулись... и решили, что это хорошо и что это нам очень нравится…»
Этот «инновационный» пенис на мосту - как головная щетка, вытащенная из чужого кармана.
Опять из «Бесов»:
«В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки. Я не про тех так называемых «передовых» говорю, которые всегда спешат прежде всех (главная забота) и хотя очень часто с глупейшею, но все же с определенною более или менее целью. Нет, я говорю лишь про сволочь. Во всякое переходное время подымается эта сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и нетерпение. Между тем эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки «передовых», которые действуют с определенною целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается... Солиднейшие из наших умов дивятся теперь на себя: как это они тогда вдруг оплошали? В чем состояло наше смутное время и от чего к чему был у нас переход - я не знаю, да и никто, я думаю, не знает - разве вот некоторые посторонние гости. А между тем дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до тех пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать; а иные так позорнейшим образом подхихикивать. Какие-то Лямшины, Телятниковы, помещики Тентетниковы, доморощенные сопляки Радищевы, скорбно, но надменно улыбающиеся жидишки, хохотуны, заезжие путешественники, поэты с направлением из столицы, поэты взамен направления и таланта в поддевках и смазных сапогах, майоры и полковники, смеющиеся над бессмысленностию своего звания и за лишний рубль готовые тотчас же снять свою шпагу и улизнуть в писаря на железную дорогу; генералы, перебежавшие в адвокаты; развитые посредники, развивающиеся купчики, бесчисленные семинаристы, женщины, изображающие собою женский вопрос, - все это вдруг у нас взяло полный верх...»
* * *
Неужели мы в очередной раз вступаем в такой переходный период? Увиденная мною в интернет-записи передача «НТВшники» с участием Никиты Михалкова, вышедшая в эфир вскоре после истории с премией «Инновация», заставила подумать: похоже на то, хотя честь свою режиссер, оказавшийся в окружении черт знает кого, отстаивал блестяще. Знаете почему?
«Настоящая правда, - писал Достоевский, - всегда неправдоподобна... Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи».
Сам Федор Михайлович не подмешивал. А вот мы, похоже, без смеси этой жить уже не можем. Чем удачнее замес, чем подлее, тем и рейтинговее он, и радостнее.
*Все цитаты «героев» - из интервью, взятого у них после победы журналистом О. Кашиным.
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.