Здесь жил и творил великий Пушкин
К истории пребывания великого поэта в Молдавии
Жизнь А.С. Пушкина в Молдавии является одной из замечательных страниц в биографии русского поэта и дает чрезвычайно много для понимания его творчества. Здесь, в Молдавии, Пушкин проявлял большую политическую активность, здесь зрел его могучий, самобытный гений. Это было время наиболее сильного влияния на Пушкина самых крайних декабристских революционно-освободительных идей, период политического возмужания великого русского поэта-гражданина. Это было время создания политически острых, социально-обличительных произведений, оказавших влияние на формирование мировоззрения передовых кругов русского общества.Вся творческая деятельность Пушкина в этот период проходила под знаком прогрессивного романтизма. В кишиневский период поэт в своем творчестве стал переходить от романтизма к критическому реализму, ярче стала проявляться его самобытность, совершенствовалось художественное мастерство, словом, созревал творческий гений великого русского поэта. Этот период был для Пушкина действительно временем напряженных творческих исканий.
Пушкин, оказывая влияние на молдавскую литературу, сам ощущал воздействие общественно-культурной жизни молдавского народа на свое творчество. Об этом свидетельствует, в частности, его стихотворение "Черная шаль", написанное в первые недели пребывания его в Кишинев. Стремясь особо подчеркнуть зависимость этого стихотворения от молдавского фольклора, Пушкин всегда публиковал это стихотворение либо с заголовком, либо с подзаголовком "Молдавская песня".
Молдавские писатели XIX века стали переводить произведения Пушкина на молдавский язык. К.Негруци перевел "Черную шаль" и "Кирджали", К.Стамати – "Кавказского пленника", А.Донич – "Цыган", тем самым популяризировав творчество поэта среди своего народа.
Приобщение к живому роднику пушкинского творчества идейно и художественно обогатило молдавскую классическую литературу. М.Эминеску, называя Пушкина "великим другом", писал в письме одному знакомому профессору: "Ты не представляешь себе, как восхищает меня лирика Пушкина, искренняя, полная свежести и вдохновения. Я пленен его стихами – этим источником живой воды, благородного мечтания".
Классик молдавской литературы Костаке Негруци в 20-х годах XIX века жил в Кишиневе. В автобиографической новелле "Калипсо", вошедшей в цикл писем "Черным по белому", рассказал о своей встрече и дружбе с Александром Сергеевичем. Российскому читателю был известен текст перевода новеллы "Калипсо", осуществленный кишиневским мировым судьей Х.С. Кировым и опубликованный в петербургском журнале "Исторический вестник" в 1884 году.
Известно, что Пушкин постоянно создавал, воспроизводил на полях рукописей рисунки, чаще всего это были зарисовки портретов своих знакомых, изображения природы, быта. В кишиневский период он сделал более 200 портретов своих знакомых. Среди них есть и его петербургские друзья, о которых он помнил и которым писал письма и послания (П.Чаадаев, П.Вяземский, И.Пущин и другие).
Пушкин создал очень четкие и рельефные портретные зарисовки декабристов, выдающихся деятелей кишиневской ячейки Южного тайного общества: генерала М.Ф. Орлова, полковника П.И. Пестеля, поэта В.Ф. Раевского. Поэт не входил в их организацию, однако был их политическим единомышленником, их поэтом-трибуном, выразителем революционно-освободительных идей.
Выслав Пушкина на юг, царское правительство, само не подозревая этого, приблизило поэта к революционно настроенным кругам декабристского движения. Это обусловило повышение политической активности Пушкина, привело к усилению свободолюбивых идей в его творчестве. Тому подтверждение – стихотворения "Кинжал", "В.Л. Давыдову", "Чаадаеву", "К Овидию", "Наполеон", "Послание цензору", "Узник", "Птичка", "Кто, волны, вас остановил", "Песнь о вещем Олеге", поэмы "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", а также одно из замечательных произведений русской публицистики XIX века – "Заметки по русской истории XVIII века".
Пушкин, как и декабристы, с большим сочувствием отнесся к греческому национально-освободительному движению, видя в нем часть общей борьбы с реакцией. Горячо симпатизируя греческим повстанцам, поэт даже хотел лично принять участие в военных действиях. Его отношение к греческому национально-освободительному движению отразилось в его творчестве. На эту тему им написаны в Кишиневе стихотворения "Война" и "Гречанка верная, не плачь...".
А.С. Пушкин хорошо изучил этот край, он дал его душе множество впечатлений. Элегически проникновенно и живописно нарисованы Пушкиным прекрасные картины природы солнечной Молдавии, созданные во время путешествия по Бессарабии. Они являются одними из лучших поэтических страниц в произведениях, посвященных Молдавии. В Кишиневе Пушкин участвовал в народных гуляньях, играх, прислушивался к народной речи. Сохранились свидетельства, что он изучал молдавский язык, во всяком случае, запасом каких-то необходимых в разговоре слов он владел.
Исключительный интерес проявлял Пушкин к фольклору, причем не только молдавского народа, но и других. Он слушал и записывал молдавские песни, сказания, песни и предания сербских, болгарских, греческих, турецких переселенцев, цыган. С цыганами он встречался в их таборах, располагавшихся зачастую на окраинах Кишинева, а главным образом во время своего месячного пребывания среди цыган в районе сел Долна, Юрчены, Варзарешты.
В начале августа 1823 года Пушкин уже навсегда покидает Молдавию. Но, вырвавшись из "проклятого" Кишинева, города чванных молдавских бояр, города "запачканных домов", города, в котором не было ни библиотек, ни книжных лавок, ни театров "вертепа", где поэт "скучал три года", Пушкин с симпатией вспоминает о Кишиневе, городе южных декабристов, городе, который был опорным центром греческого национально-освободительного движения. Такое двойственное отношение у него было и к Петербургу.
Впечатления о жизни, событиях и людях Молдавии, оставив глубокий и длительный след в памяти великого русского поэта, заставили его возвратиться к темам и образам, связанным с Молдавией, и отобразить это в своих художественных произведениях.
После поэмы "Цыганы", появившейся в 1824 году, Пушкин написал "В степях зеленых Буджака", "Восстань, о Греция, восстань", повесть "Выстрел". К своим кишиневским запискам поэт обращается в 1833 году, когда берется за создание "Песен западных славян" и повесть, связанную с гайдукским движением, – "Кирджали". О Молдавии Пушкин упоминает в "Полтаве", а также в VIII и X главах романа "Евгений Онегин", в "Путешествии в Арзрум".
Молдавский народ свято чтит память о поэте-гражданине. О нем сложены рассказы и предания, передающиеся из уст в уста из поколения в поколение. Молдаване, жители Кишинева, с гордостью говорят: "Здесь, в Молдавии, здесь, в Кишиневе, жил Пушкин!".