
Жить вместе выгодней, чем порознь
Владимир Путин намерен создать Евразийский союз к 2015 году
Саммит правительственных делегаций стран СНГ, прошедший 18–19 октября в Санкт-Петербурге, принёс ощутимые результаты. Большинство государств Содружества подписало договор о зоне свободной торговли. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана одобрил вступление в свои ряды Киргизии. Были приняты важные документы, запускающие новые интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства, включая договор о создании суда ЕврАзЭС. Наконец, был рассмотрен проект декларации о создании Евразийского экономического союза, который будет означать ещё большее сближение государств на постсоветском пространстве.Вместе с тем, в ходе саммита у наблюдателей возник ряд вопросов, касающихся конкретных планов, сроков и целей заявленной интеграции. Разъяснить непонятные моменты помогла специальная пресс-конференция с участием глав правительств стран-членов Таможенного союза, организованная вечером 19 октября. На ней премьер-министры трёх стран смогли расставить все точки над i, сполна удовлетворив любопытство журналистов.
Больше всего вопросов было адресовано главе российского правительства Владимиру Путину. Прежде всего, журналисты попросили его прокомментировать ситуацию, когда три государства – Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан – воздержались от подписания договора о зоне свободной торговли. Путин возразил, что это лишь пауза, взятая тремя странами для более обстоятельного изучения вопроса. Он выразил уверенность, что ещё до конца нынешнего года некоторые из этих стран присоединятся к договору.
Другой волнующий всех вопрос касался Украины, а точнее – конкретных сроков её вступления в Таможенный союз. Владимир Путин заверил собравшихся, что, на его взгляд, «интересы экономического характера, прагматический взгляд на вещи не могут не заставить наших украинских коллег как минимум проявить интерес к этому образованию». Впрочем, в любом случае это суверенный выбор народа Украины: Россия не собирается ничего навязывать своим соседям.
Здесь же российский премьер ясно намекнул на то, что следующим новым членом Таможенного союза после Киргизии станет, вероятно, Таджикистан, который удерживает от данного шага лишь отсутствие общих с ТС границ.
Весьма интересовали репортёров и конкретные сроки создания Евразийского союза, провозглашённого в известной путинской статье. Ответ главы правительства РФ порадовал своей определённостью: к реализации идеи о создании Евразийского союза наши страны смогут подойти на рубеже 2015 года.
Отвечая на вопрос об общей валюте внутри выстраиваемых интеграционных объединений, Владимир Путин произнёс не менее замечательную фразу:
«Сейчас даже без всякой общей валюты у нас значительная часть безличных расчётов с Белоруссией идёт в российских рублях. Вчера украинский коллега поставил передо мной вопрос о том, чтобы расширить и ввести в нашу практику расчётов между Украиной и Россией расчёты в российских рублях. Жизнь сама расставит все точки над i и покажет, что выгоднее. Наша задача будет заключаться в том, чтобы только скоординировать и не мешать развитию. Мы в целом к этому готовы».
В целом, правительственные лидеры трёх стран несколько раз во время пресс-конференции проговаривали идею о том, что интеграция постсоветского пространства – это живой поступательный процесс, основанный на взаимной выгоде и равноправии сторон. Благодаря этому интеграция идёт спокойно, плавно, без больших сложностей или недопонимания.
Более того, объединяться нашим странам значительно легче, чем той же Европе, – на это указал, в частности, Владимир Путин. Он напомнил, что у нас общее прошлое, общая инфраструктура – транспортная, энергетическая, связи, – очень глубокая, невиданная в Евросоюзе, кооперация и, в конце концов, общий язык.
Жить вместе выгоднее, чем порознь – эта мысль была выражена в конкретных примерах, озвученных на пресс-конференции. Так, Владимир Путин и его белорусский коллега Михаил Мясникович напомнили об объединении таких промышленных тяжеловесов, как КамАЗ и МАЗ. А глава казахстанского правительства Карим Масимов с воодушевлением заговорил о совместных проектах в атомной энергетике и космической отрасли.
Более того, российский премьер-министр сообщил собравшимся, что буквально за несколько минут до пресс-конференции завершились переговоры «Газпрома» и «Белтрансгаза», в результате которых обе стороны достигли заветных результатов: со следующего года российская газовая корпорация приобретает оставшиеся 50% акций «Белтрансгаза», а Республика Беларусь станет покупать газ из России по цене «даже ниже, чем равнодоходные цены в Таможенном пространстве». Воспользовавшись т. н. «интеграционной скидкой», официальный Минск наглядно показал сомневающимся постсоветским республикам всю выгоду более тесной интеграции с Россией.
Ну а чтобы наглядно показать, что интеграция – это выгодный процесс не только для большого бизнеса, но и для рядовых граждан, премьер-министр России подробно остановился на известном достижении первых месяцев работы Таможенного союза – росте на треть взаимной торговли между тремя странами-участниками ТС:
«Это что значит? Это значит, что сохранились или созданы новые рабочие места, причём в большом количестве. Товары востребованы – а значит, сохраняются люди на своих рабочих местах, которые эти товары производят. Они получают заработную плату, местные и федеральные органы власти получают налоговые доходы. Вот что это значит. Это прямая выгода, её можно посчитать».
Или другой пример: начиная с 2012 года, предприятия Белоруссии и Казахстана получат доступ к российским электронным государственным закупкам, и наоборот. Это резко повышает конкуренцию, а стало быть, снижает бюджетные расходы и коррупционные издержки. Разве это не выгодная экономия государственных средств?
В целом, по результатам не только этой пресс-конференции, но и всей работы саммита сложилось стойкое впечатление, что правительства России, Белоруссии и Казахстана сегодня находятся на наивысшей точке сближения позиций и интересов за всю постсоветскую историю.