logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Татьяна Андрианова

Жизнь по минимуму

Тем, кто в качестве примера постсоветского успеха приводит Прибалтику

Иностранцы удивляются, как мы сводим концы с концами… Друзья, покинувшие латвийские пенаты, торопят и нас принять кардинальное решение… А мы, оставшиеся, продолжаем жить как получается, то есть считать сантимы и каждый месяц мучиться выбором: купить ребенку кроссовки или сходить в кино, купить лекарства или заплатить за квартиру?..

Не до жиру, быть бы живу

Лучший социальный барометр — это кошелек. Если он становится тоньше — значит, дела в стране идут хуже, чуть поправился — дело идет на лад. Но что–то кошелек все тончает и тончает, несмотря на громкие уверения с трибуны, что кризис кончился, что экономика выправляется… Наверное, это у отдельно взятых категорий населения страны — тех, кто вместо повышения нашего благосостояния, опустил его до знака "минус", зато непрестанно печется о своем благополучии…

Краткий опрос читателей показал, что люди живут плохо, очень плохо. Слово "бедность" у них ассоциируется с невозможностью позволить себе самое необходимое. И это мы говорим о тех, кто работает или получает пенсии. Как живут те, у кого нет подобной материальной стабильности, даже страшно подумать.

— Мы с мужем работаем, получаем по 300 латов, вроде не самая маленькая зарплата, — рассказала "ВЕСТЯМ" Ирина. — Но вот уже пять лет собираемся сделать в квартире ремонт, а не получается. Кредит брать боимся — мало ли что с работой, а 5–8 тысяч, сколько требуется для ремонта двухкомнатной квартиры, мы набрать не можем…

Галина Викторовна получает пенсию 160 латов, не считается малоимущей. Но купить себе новое зимнее пальто не может.

— Все деньги уходят на оплату квартиры — только что уплатила 88 латов за однокомнатную, а ведь еще телефон, кабель, электричество, газ, — рассказывает "ВЕСТЯМ" пенсионерка. — На лекарства уходит 40 латов в месяц — к старости хвори замучали. Питаюсь очень скромно. Купить что–то для себя не получается: сапоги стоят под 100 латов, туфли, чтобы на мозоли не давили, тоже латов 60, зимнее пальто — под 200. Вот и донашиваю то, что еще в советское время купила…

В семье ТРАВИНЫХ о ремонте даже не думают: прожить бы от получки до получки.

— Жена потеряла работу, — говорит Николай. — Я кручусь, как белка в колесе, но больше 500 латов в месяц заработать не получается. А у нас двое детей. Жене срочно надо к зубному врачу, но у нас не получается выделить 150–200 латов, которые надо уплатить за лечение и протезирование…

Окончательный диагноз?

Семейные врачи рассказывают, что прежде, чем направить пациента к специалисту, они спрашивают: сможет ли тот оплатить консультацию или обследование? Если нет — направляют в порядке очереди за 3 лата: а там уж как очередь подойдет… В санатории люди давно уже не ездят. Поэтому сколько ни составляй долгосрочных программ по оздоровлению, болезни и возраст сожрут наших людей, у которых нет денег не то что на посещение полезного бассейна, но даже на необходимое лекарство.

А сколько семей не может купить машину, без которой сейчас уже не мыслится жизнь! Сколько смотрят старенькие — слава богу, работающие — телевизоры, общаются с одноклассниками по компьютерам, которые мир выкинул на свалку уже в конце 1990–х.

— Получаю минималку, на жизнь не хватает. Езжу зайцем, а чтобы не попасться, стою у валидатора наизготовку — вдруг войдут контролеры. Стыдно, но что делать? — рассказывает наша 50–летняя читальница.

Другие говорят, что для них химчистка, ремонт обуви, бытовой техники — то есть не запланированные мероприятия — превращаются в трагедию, потому что требуют дополнительных затрат.

— О театре, кино, даже музее мы давно перестали думать, книг не покупали лет десять — с тех пор, как они стали безумно расти в цене, — поделилась с "ВЕСТЯМИ" бедой мать троих детей. — Хорошо, в школе организуют экскурсии в музеи, иногда в театр, так что дети хоть знают, что это такое…

Нас посчитали

Согласно критериям евростатистического бюро Eurostat, очень бедный — это тот, кто не может позволить себе четыре из перечисленных удовольствия: платежи за аренду жилья, жилищный кредит, коммунальные услуги, отопление жилища, непредвиденные расходы, регулярное употребление мяса, путешествия, телевизор, стиральную машину, автомашину, телефон. Те, кто не могут себе позволить три из перечисленных благ, считаются просто бедными. Наши люди только мечтают о путешествиях, и однодневная поездка в Литву многим заменяет путешествие в дальние страны.

Наша нищета точно отразилась в выводах Eurostat. Согласно итогам исследования, в Латвии в глубокой бедности живет почти каждый третий — 30,9% населения (для сравнения: в 2009 году доля крайне бедных в Латвии составляла 21,9%). Правда, нас обогнала Болгария: там аж 43,6% населения живут за чертой бедности. Но разве это утешает? В Литве за чертой бедности живут 18,5% населения, в Эстонии — 8,7, Люксембурге — 1,2.

Кстати, выводы Eurostat по Европе тоже не радужные: в среднем по ЕС бедны 8,8% населения, в Еврозоне — 6,1%. Ну да, сложите наши 30,9% и люксембургские 1,2% и разделите на 2 — вот и получатся общие страшные результаты…

Куда уж дальше…


В воскресенье полицейские получили информацию о том, что в магазине в Цесисе была задержана 74–летняя женщина, которая совершила кражу. Охрана сообщила, что пожилая покупательница украла продукты на общую сумму 10,53 лата. В ходе разбирательства выяснилось, что старушка уже дважды была поймана на месте преступления с корзиной продуктов: один раз на сумму 7,29 лата, второй раз — 8,02 лата. На пенсионерку завели уголовное дело.

Красть нельзя, но иной раз язык не повернется осуждать старушек, которые идут на такой шаг или протягивают руку за милостыней. У многих на попечении или взрослые безработные дети, или внуки, оставленные им уехавшими из Латвии на заработки детьми.

Унизительна бедность, когда не можешь себе ничего позволить, кроме самого минимума. Уже не уважаешь себя, не уважают тебя. Какими мы можем быть гражданами или негражданами, что мы можем сделать для своей страны в таком состоянии?! Какие прогрессивные идеи и добрые помыслы могут рождаться в наших головах, если главная задача — как–нибудь прожить наступивший день, постараться уплатить за квартиру хотя бы часть и дотянуть до следующей получки, пенсии, пособия? Последние уже не кажутся чем–то унизительным, и хождение в социальную службу становится образом жизни…

Планов громадье

За первые 11 месяцев 2012 года статус малоимущего получили 214 090 жителей Латвии, сообщает пресс–служба Министерства благосостояния. Этот временный статус жителям присваивает социальная служба самоуправления. Он дает возможность получать пособие гарантированного минимума доходов, квартирное пособие и ряд других — например, на лечение.

До 1 августа 2013 года минблаг разработает предложения по усовершенствованию системы социальной защиты, определит такие виды социальной помощи, которые помогали бы нуждающимся в момент кризиса, но мотивировали бы их искать работу, а не жить на пособия.

Приоритеты минблага в этом году — снижение риска бедности. Группы МБ по разработке планов и проектов корпят над тезисами, составляют программы, рекомендации, планы мероприятий. Так, в разработке фундаментальные методические документы "Основы развития профессиональной социальной работы на 2013–2017 годы", пилотпроект для государственных социальных центров "Предложения группам клиентов и определение необходимого объема услуг", проект "Основы развития социальных услуг на 2014–2020 годы", а также документы "О трудоустройстве и самосознании безработного на период до 2020 года", "Основы государственной политики семьи" на период до 2017 года.

Трудно сказать, поможет ли нам выйти из бедности такая теоретическая активность, но решение правительства о снижении размера пособия гарантированного минимального дохода (ГМД) в 2013 году до 35 латов с прежних 40 латов для взрослых и 45 для детей вызвало в обществе резко отрицательную реакцию. Правда, самоуправлениям разрешено добавлять из своего бюджета — если им так жалко своих жителей…

Странные нормы


ГМД (не путать с ГМО) — непонятное, но столь необходимое дошедшим до черты людям пособие, та сумма, меньше которой даже по нашим меркам для жизни просто не хватит. В 2011 году он вообще был 25 латов, и получали его 121,8 тысяч человек, или 40,5% от общего числа получателей социальной помощи.

Еще есть такой статистический "зверь", как прожиточный минимум. Он из года в год, из десятилетия в десятилетие высчитывается добросовестными специалистами и объявляется ежемесячно. Прожиточный минимум, если коротко, — это та часть материальных и коммунальных благ, которую среднестатистический человек тратит в месяц и из расчета на месяц. Одежда, еда, жилье, бытовые принадлежности и услуги, проезд, детские игрушки и прочее. С 8 апреля 1991 года принято педагогическое решение алкоголь и товары класса "люкс" в прожиточный минимум не засчитывать. Правильно, грешно смеяться над бедными людьми. Потребление рассчитывается по существующим ценам. Понятно, что имеется в виду минимальный минимум предметов и еды — чтобы человек не умер.

Последние годы он у нас растет — с 166 латов в 2010 году до 176,63 в середине 2011–го, и вот в декабре 2012 года уже добрался до 177,01 лата. Как свидетельствует Центральное статистическое управление, в декабре 2011 года он был еще 172,30 лата и за год вырос на 4,71 Ls. Прирост отнюдь не от того, что у человека выросли потребности (когда более 20 лет назад составили список необходимого, о мобильном телефоне никто даже не знал, а сейчас и старики, и младенцы с телефоном бегают). Растет этот минимум по причине все более поднимающихся цен. Интересно, как он будет выглядеть после введения евро? Механически переведется по курсу — и станет, например, 237 евро, или подскочит, как на дрожжах, с учетом повысившихся цен и расширившихся минимальных потребностей еврочеловека?

Жизнь дорожает, кто спорит. Но есть вопрос: как мы живем, если прожиточный минимум выше минимальной заработной платы?! Как известно, на бумаге она 200 латов, а до работника доходят только 140 с небольшим…

Дебаты о повышении заработной платы до 300 латов ведутся не первый год, но для людей в стране нет денег. Инициаторов называют популистами, идеалистами и обвиняют в деструктуризации налаженной сиситемы. Но вот и до правительства дошел народный стон: премьер–министр Валдис ДОМБРОВСКИС, выступая по Латвийскому радио, пообещал повышение минимальной зарплаты с 2014 года.

Бюро омбудсмена взвешивает возможность обращения в Конституционный суд, если в Латвии не будет пересмотрен размер минимальной заработной платы. Омбудсмен Юрис ЯНСОНС в интервью на ТВ сообщил, что, по его мнению, в Латвии следует ратифицировать Обновленную Европейскую социальную хартию и увеличить минимальную зарплату. Кто не знает: сей документ предусматривает, что государство обязано обеспечивать работающим достойный уровень жизни.

Согласно подсчетам бюро омбудсмена, минимальная зарплата должна составлять не менее 66% национального дохода на душу населения, или 68% от средней зарплаты, то есть 303 лата или 360 латов соответственно.

Что впереди?


Считается, что надо дойти до нуля, чтобы начать все сначала. Где этот наш стартовый ноль? Может, уже дошли? В декабре немного улучшилось мнение населения о финансовом положении своих семей. 11% участников опроса "Латвийский барометр DNB" оценили его как хорошее. В октябре финансовое положение своих семей хорошим считали 8%, в ноябре — 9%.

Тем не менее 39% участников декабрьского опроса оценили положение своих семей как "плохое". В октябре таких было 40%, в ноябре — 42%.

В качестве прогноза на вопрос "Как финансовое положение их семей изменится через год?" 15% опрошенных в декабре и столько же в ноябре заявили, что оно ухудшится, но 22% верят, что улучшится. В ноябре оптимистов было только 20%.

Попали в ловушку

Отдел экономических исследований латвийского подразделения базирующегося в Швеции банка Swedbank обещает Латвии небольшое замедление экономического роста и предупреждает о "ловушке бедности", из которой страна не сможет выбраться только за счет увеличения валового внутреннего продукта.

В новейшем обзоре экономики от Swedbank сообщается, что в нынешнем году темпы роста замедлятся: ВВП увеличится на 4,1%, отражая царящую в мире неопределенность, слабый внешний спрос и обострение конкуренции на экспортных рынках. Рост экономики вновь ускорится во второй половине текущего года и в 2014 году достигнет 5% благодаря повышению внешнего спроса, дальнейшему снижению налогов на рабочую силу и улучшению настроений домохозяйств и предпринимателей.

Специалисты уверяют, что в 2014 году рост будет более уверенным — 5%, поскольку снизится ставка подоходного налога для населения, а Латвия присоединится к еврозоне. Размер средней зарплаты в стране в 2013 году вырастет на 4,7%, а в 2014–м — на 6,5%. Тем не менее улучшения на рынке труда будут иметь очень неравномерный характер: реальные улучшения могут затрагивать как работников отдельных секторов экономики, так и специалистов с определенным уровнем квалификации, тогда как в других секторах может наблюдаться стагнация или ухудшение ситуации.

По мнению экономистов, Латвии нельзя игнорировать проблемы неравенства и бедности, регионального разрыва уровня благосостояния. На фоне стран ЕС Латвия выделяется количеством населения, находящегося на грани бедности, глубок разрыв между слоем богатых и бедных.

Эксперты Swedbank обращают внимание, что в Латвии "создались" практически самые большие в ЕС так называемые ловушки бедности и низкой зарплаты, и для решения этих проблем потребуется предпринимать соответствующие политические шаги…

факт

Во втором квартале 2012 года минимальную зарплату получали 34,3% жителей Латвии, из них — 12,2% работающих в бюджетных учреждениях…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie