Зимний тест-драйв Европа не прошла
Западный хай-тек откровенно спасовал перед банальными морозами и снегопадами
Картинки плохой погоды, транслируемые из Европы и США, этой зимой оказались очень похожими на то, что мы обычно наблюдаем у себя каждый год. Правда, выяснилась одна неожиданная деталь – будучи волею природы поставлена в аналогичные с нашими климатические условия, западная инфраструктура оказалась заметно менее жизнеспособной, чем наша.Конечно, это не снимает дежурные вопросы и справедливые обвинения в адрес отечественной действительности. Но, объективно говоря, то, что в этом году преподносилось масс-медиа, как природные катаклизмы в странах Запада, для России является в среднем обычным состоянием дел для зимнего периода. Мы в таких условиях не просто живём каждый год. Наши предки именно в таких условиях построили огромную страну. Пусть и не идеальную.
Мы уже давно привыкли к многолетним рассуждениям на тему, что «у них то всё по-другому», а у нас «как обычно». В этом, несомненно, есть своя правда. Но крайне редко мы задаёмся вопросом – а является ли данное сравнение корректным, если объективные условия существования значительно различаются? Ведь никому не приходит в голову обвинять, скажем, Исландию в том, что там не могут вырастить на камнях кокосовые пальмы. Или, наоборот, ставить в упрёк какому-нибудь Судану тот факт, что там не проводят конкурсов ледовых скульптур. Всем ясно – разные условия порождают разные формы устройства жизни. То, что в одних условиях кажется весьма эффективным, в других не работает вовсе.
Эта зима дала нам возможность посмотреть, как воспеваемая у нас на все лады западная инфраструктура работала в условиях, сравнимых со средними российскими. Объективно говоря, по-крупному эта инфраструктура справиться с возникшими проблемами не смогла. Весь западный хай-тек откровенно спасовал перед банальными морозами и снегопадами. Возможно, летом они и моют кое-где улицы с шампунем, чем у нас восхищались в перестроечные годы и неизменно приводили в качестве бесспорного доказательства их превосходства. Но этой зимой европейским и американским коммунальщикам и транспортникам явно было не до косметики.
Если массовую отмену воздушных рейсов в ряде случаев ещё можно объяснить, то фактическая капитуляция западных железных дорог перед погодой выглядит откровенным провалом. Отказы суперсовременной техники, аварии разрекламированных скоростных поездов и ступор в железнодорожном сообщении имел в Европе и Америке в этом году массовый характер. Чего стоят только инциденты с поездами под Ла-Маншем, которые несколько раз останавливались прямо в тоннелях, хотя там, вроде бы и снега никакого быть не должно. При этом с пострадавшими пассажирами повсеместно – и в аэропортах, и на вокзалах, и в остановленных поездах - обращались вполне по-хамски. При первых морозах и метелях, характер у жителей «цивилизованных» стран начал портиться буквально на глазах.
Коммунальные службы, да и власти повсюду откровенно не справлялись со своими прямыми задачами. Целые районы и поселения оказывались блокированы снегом. Прекрасные западные дороги завалены, а дорожная техника бесполезно месила грязный снег. Страшные пробки стали обычной картиной. Смертность от переохлаждения в этом году побила все рекорды. Связь пропадала, провода обрывались, а на помощь людям пришлось мобилизовать даже армейские подразделения.
Понимаю, что рискну вызвать на себя шквал язвительных обвинений со стороны прозападных апологетов, но вынужден констатировать – в нашей стране, где зима в этом году тоже выдалась нерядовая, никакого особенного аврала, сравнимого с евро-американским не наблюдалось. К примеру, ни разу не слышал об отмене сообщения поездов или об аварии на железной дороге, связанными с погодой. Более того, именно этой зимой в России запустили скоростной поезд «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом.
Да, обычных зимних проблем хватало, но система в целом функционировала без катастроф, даже, несмотря на объективно кризисное её состояние. Это само по себе говорит о том серьёзном запасе прочности, который был заложен при её создании нашими предками и о том, что в ней есть своя логика, отвечающая суровым природным условиям огромной страны, имеющей гигантскую и весьма сложно управляемую инфраструктуру. Эти обстоятельства стоит учитывать при сравнении разных форм социального устройства.
Впрочем, всё это вовсе не означает, что нам надо любоваться своими ямами на дорогах или не надо устранять недостатки и работать над совершенствованием. Есть ведь и опыт Канады и Скандинавии. Хотя, сравнение с ними тоже не вполне корректно в виду разницы масштабов. К примеру, мало кто обращает внимание на то, что канадская территория севернее широты Москвы практически необитаема. Там, где у нас гудят большие города и работают заводы, в Канаде просто никто не живёт. Да и население этой огромной страны всего 34 миллиона человек на вторую в мире территорию.
Просто необходимо осознавать, что не всё, что так привлекательно выглядит в рекламных роликах западного мира применимо на практике к нашим объективным условиям. Причём, это касается не только коммунальной техники.