Зыбкий песок "морского острова"
Саммит лидеров стран "Большой восьмерки" отразил всю противоречивость современной расстановки сил в мире и необходимость назревших перемен
Прошедшая в июне с.г. на курортном острове Си Айленд ("Морской остров") в американском штате Джорджия очередная встреча лидеров стран "Большой восьмерки", называемой еще G-8, как обычно стала ярким событием мировой политики, особенно на фоне обычного летнего относительного затишья в международной жизни.В течение нескольких дней под пристальным вниманием мировой прессы руководители Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии обсуждали как основные глобальные проблемы, так и вопросы двусторонних отношений. Кроме того, в рамках саммита на Си Айленде проходили переговоры лидеров стран G-8 с рядом приглашенных на встречу руководителей развивающихся государств Азии и Африки.
По общему мнению обозревателей, доминирующим фоном для встречи "Большой восьмерки" на этот раз были в сфере экономики – резко выросшие весной с.г. цены на нефть, а в политической сфере – ситуация в Ираке в свете принятой накануне сиайлендского саммита резолюции ООН по урегулированию кризиса в этой стране. Значительное внимание на встрече уделили также вопросам мировой торговли, списания долга беднейшим странам мира, урегулированию ситуации на Ближнем Востоке и борьбе с терроризмом.
Администрация США, как хозяин саммита, естественно, постаралась задать встрече общий тон и повестку дня, наиболее соответствующую своим текущим интересам. Свой отпечаток на него, конечно, наложила и идущая в США предвыборная кампания. Однако саммит показал, что в нынешней ситуации другие страны G-8, в частности, Франция и Россия, не склонны уступать американскому давлению по ряду принципиальных для себя вопросов. В определенном смысле встреча на Си Айленде еще раз продемонстрировала, что возможности Вашингтона по навязыванию мировому сообществу своих идей и планов уже не так велики, как казалось еще несколько лет назад.
Наиболее важным документом, принятым на саммите, считается "Политическая декларация и план действий по Большому Ближнему Востоку и Северной Африке", проект которого разрабатывался в администрации США под руководством советника президента по национальной безопасности Кондолизы Райс. Этот документ вызвал большие споры и возражения ряда участников саммита, прежде всего Франции и России. В первоначальный проект документа американская сторона пыталась включить положения, фактически допускающие насильственную демократизацию стран "Большого Ближнего Востока" (куда помимо традиционных ближневосточных стран включили еще Ирак и Афганистан) и Северной Африки, вплоть до вооруженного свержения "недемократических режимов".
Наблюдатели также отметили в этой связи, что к неудовольствию США на саммите не присутствовали лидеры Саудовской Аравии, Египта, Марокко и Туниса, хотя им были посланы приглашения. Это был сигнал о явно неоднозначном отношении в "третьем мире" к демократизаторским инициативам Вашингтона. После долгих и кропотливых дискуссий план Кондолизы Райс был существенно подправлен, в результате чего решено внедрять демократию в ближневосточных и африканских странах гораздо осторожнее и только по желанию самих реформируемых. В рамках плана намечено создание ряда международных фондов, но Россия, в частности, оговорилась, что не будет вносить туда деньги до тех пор, пока не будет четкой и ясной программы действий.
США также не удалось убедить другие страны "Большой восьмерки" списать большую часть иракского долга, составляющего 120 млрд. долларов. В итоговом заявлении участников саммита признается, что облегчение долгового бремени Ирака является одним из ключевых моментов в деле восстановления разрушенной войной страны, и выражена готовность сотрудничать друг с другом в рамках Парижского клуба кредиторов и с не входящими в Парижский клуб кредиторами, чтобы достичь этой цели в 2004 году. Однако Россия, Франция и другие страны не согласились на требование США полностью списать долг Багдада.
Не смог Джордж Буш также убедить страны НАТО принять на себя ответственность и за урегулирование ситуации в Ираке после 30 июня сего года. Президент Франции Жак Ширак решительно отверг подобную возможность, в результате чего президент США был вынужден признать свой план по привлечению сил НАТО к обеспечению безопасности в Ираке "нереалистичным".
В то же время руководители государств "восьмерки" приняли решение активизировать миротворческую и гуманитарную деятельность на африканском континенте. Страны G-8 приняли на себя обязательства к 2010 подготовить 75 тысяч военнослужащих-миротворцев для размещения их в Африке и других регионах мира "для сдерживания агрессии и урегулирования конфликтов". Помимо этого, "восьмерка" поддержит усилия Италии по созданию на многонациональной основе международного центра подготовки персонала для миротворческих операций.
На саммите на Си Айленде было также подтверждено стремление бороться с финансовыми преступлениями, отмыванием денег и финансированием терроризма, в связи с чем было принято совместное заявление "О борьбе с коррупцией и повышении прозрачности". В каждой из стран "восьмерки", где это возможно, к лету 2005 года будет введена открытость банковских счетов, принадлежащих "политически известным лидерам". До конца 2004 года предполагается ввести правила, требующие предоставлять информацию об источнике банковских переводов.
В ходе саммита мировые лидеры также приняли заявление по израильско-палестинскому конфликту, в котором призвали "квартет" международных посредников не позднее, чем через месяц, провести в регионе встречу для придания зашедшему в тупик процессу урегулирования нового импульса.
Довольно болезненной темой саммита оказалась программа списания долгов 42 беднейших стран мира. Лидеры "восьмерки" приняли план по облегчению долговых обязательств Африки на ближайшие два года. Действие программы помощи беднейшим странам мира было решено продлить до 2006 года. 23 из 27 стран, входящие в список программы, находятся в Африке. Изначально программа подразумевала списание 100 млрд. долларов, однако до сих пор проект был выполнен лишь на треть. На саммите было отмечено, что ситуация в большинстве бедных стран Африки за 25 лет не изменилась к лучшему. Призыв лидеров африканских стран к Международному валютному фонду о полном списании долгов Африки не нашел должного отклика.
По мнению наблюдателей, для России прошедший на Си-Айленде саммит в целом был полезным и удачным. Российская сторона довела свою точку зрения на большинство ключевых мировых проблем и по ряду позиций добилась успеха в отстаивании своих экономических и политических интересов. В ходе переговоров Владимира Путина с Джорджем Бушем состоялся обмен мнениями по широкому кругу проблем двусторонних отношений, в т.ч. о ценах на энергоносители, новой резолюции ООН по Ираку, ядерной программе Северной Кореи, сотрудничеству России с Ираном в ядерной сфере, а также о военных связях между Россией и США.
Президент Буш поддержал стремление России к вступлению в ВТО, назвав в то же время главным препятствием на этом пути недостаточную, по его мнению, борьбу российских властей с пиратской аудио- и видеопродукцией. Российский президент обещал эту проблему решить. Президенты США и России также договорились, что корабли российского ВМФ осенью с.г. впервые примут участие в военных учениях НАТО в Северной Атлантике. В то же время российская сторона, несмотря на давление США, заявила, что будет продолжать сотрудничество с Ираном в сфере атомной энергетики и призвала Вашингтон исключить поверхностный подход к арабскому и мусульманскому миру, а также сосредоточить больше внимания на устранение несправедливости в международных отношениях, как одного из источников терроризма.
В целом саммит G-8 на Си Айленде продемонстрировал, что в позициях стран-участников пока нет должного единства по многим принципиальным вопросам международной жизни. К тому же, в современных условиях "Большая восьмерка" в ее нынешнем составе уже едва ли может эффективно решать стоящие пред миром проблемы. В связи с этим уже не первый год встает вопрос о расширении "восьмерки" за счет Китая и Индии, а в перспективе и превращении "восьмерки" в "двадцатку", что более полно и справедливо отражало бы складывающуюся в мире расстановку сил и растущее глобальное значение развивающихся стран.
Что же касается оценок прошедшего на "Морском острове" саммита мировых лидеров, то они весьма неоднозначны. Пессимисты считают, что конкретных результатов встречи оказалось крайне мало. Оптимисты же надеются, что реальный прогресс по многим вопросам может быть достигнут на следующем саммите в Великобритании, так как эта страна к тому времени займет пост председателя в Европейском Союзе.
Саммиты стран G-8 давно уже известны тем, что на них регулярно делаются громогласные заявления и даются щедрые обещания, но потом далеко не все из них воплощаются в конкретные дела. Уйдут ли в зыбкий песок острова Си Айленд достигнутые на нем договоренности, покажет только будущее. А это будущее будет во многом зависеть от того, каким путем и с какой степенью единства поведут свои страны дальше присутствовавшие на саммите в Джорджии лидеры стран "Большой восьмерки".