logo

Хлебные крошки

Статьи

Самоорганизация русских общин
Политика
Украина
Сергей Пантелеев

Донцы на Донце

О судьбе донского казачества Луганской области

Казаки. Это слово для нас неразрывно связано с удалью, вольницей, воинской доблестью и славой. Многие при упоминании о казачестве вспомнят историю создания Русского государства, охрану южных рубежей России, походы Ермака, освоение Сибири и Дальнего Востока. Кто-то, прежде всего, заговорит о бунтарском духе, рождавшем Разина, Булавина и Пугачева. Конечно же, вспомнят Отечественную войну 1812 г., взятие Парижа и пасущихся казацких лошадей на Елисейских полях. Очень многим это слово напомнит о бессмертном эпосе Михаила Шолохова "Тихий Дон", о Григории Мелихове и Аксинье, о гражданской войне и трагедии расказачивания… А некоторым, быть может, вспомнятся слова песни времен Великой Отечественной "Едут, едут по Берлину наши казаки".



Великая история, сильные люди, славные дела… И потому так горько слышать о том, что "перевелись казаки на Руси", ушла в прошлое казацкая слава, выветрился казацкий дух. Да ведь и постарались от души интернациональные борцы с "мелкобуржуазным элементом" и "рассадником контрреволюции" вытравить этот дух с земли русской. Но лишь ослабли подпруги прежней власти – и вновь мы услышали о казачестве, увидели бравых молодцов в дедовских мундирах, узнали о многочисленных движениях по возрождению казацкой культуры.



Правда, очень часто при этом чувствовалась какая-то искусственность, театральность. Георгиевские кресты без боевых заслуг, атаманы без войска, казаки без славы… Да тут еще начались многочисленные склоки за право быть бóльшим казаком. Одни побежали к кормушке, организованной новой властью, которая была далеко не чистоплотней, чем прежняя. Другие, сохранившие в себе вольный дух и воинскую доблесть, по-иному понимая службу Отчизне, поехали в "горячие точки": в Приднестровье, на Кавказ, в Югославию. Третьи, махнув на все рукой, сняли штаны с лампасами и вернулись к обычной жизни рабочих, крестьян, учителей… Правда, оставались и те, кто, не ввязываясь в политические перипетии, продолжал работу по возрождению родной культуры.



Пишем мы, прежде всего, о России. Но и не только. С распадом Союза многие казачьи земли оказались вдруг на территории новых независимых государств, чьи правители далеко не были рады тому, что на теперь принадлежащей им земле живет народ, смеющий говорить о любви к России и отстаивать свою православную веру. Многим памятны казацкие волнения в Казахстане 90-х годов. Но немногие в России помнят о том, что на Украине есть земли, традиционно принадлежащие Войску Донскому, чьи жители и сегодня осознают себя донскими казаками. К счастью, им не довелось пережить того, что ощутили на себе казаки в Средней Азии и на Кавказе, однако их судьба в полной мере отразила проблемы возрождения русского казачества, усиленных фактором украинской независимости.



Здесь мы позволим себе немного углубиться в историю, чтобы яснее стал наш рассказ о современных событиях. Казаки издавна "гуляли" по Дикому полю – территории современной Луганской области Украины. В XVI веке русские воеводы стали их активно привлекать для несения сторожевой и станичной службы, поскольку постоянная угроза со стороны орды требовала создания оборонительных линий на границах Русского государства. На территории Дикого поля – в районе реки Северский Донец – возникли казацкие поселения, охраняющие русские рубежи. В конце XVI века станицы на Северском Донце укреплялись в районе впадения в него реки Айдар, где татарские набеги были особенно частыми. К концу XVII века по течению Донца и по его притокам существовал уже целый ряд достаточно крупных казацких поселений, а сам регион фактически полностью подчинялся донскому казачеству. К этому же времени историки относят и дату основания станицы Луганской (ныне райцентр Станично-Луганское) – будущего центра донского казачества на Северском Донце – разместившейся на левом берегу реки в нескольких километрах к северо-востоку от современного Луганска. Кстати, сегодня одна из железнодорожных станций в окрестностях Станично-Луганского называется Кондрашевская. По преданию название находившегося здесь ранее одноименного казацкого поселения связывают с именем Кондратия Булавина, который жил и атаманил в этих краях (станицы Трехизбянская и Бахмут на реке Айдар).



Возвратившись в менее далекое прошлое, отметим, что именно Станично-Луганское стало центром возрождения казачества на Донце. В конце 80-х годов здесь был открыт музей донского казачества, который стал основой для будущего казацкого движения в Луганской области. Главными инициаторами возрождения казацких традиций стали директор музея А.Кудаев, а также станичные казаки В.Федичев и М.Рыльщиков. Вначале их планы были весьма скромны и были нацелены на популяризацию родной культуры, возрождение казацких устоев. Однако неожиданно это начинание получило мощную народную поддержку, превратившись в массовое общественное движение. В 1990 году общественная организация донских казаков получила статус юридического лица, состоялся учредительный Круг казаков, избравший атамана – потомственного казака Рыльщикова Михаила Петровича. Тогда же в Луганске возник клуб военно-исторической реконструкции "ДОН", который стал вести большую работу по исследованию истории донского казачества Луганщины, активно сотрудничая с возрождающимся казацким движением.



Однако Беловежская трагедия 1991 г., узаконившая развал исторического Российского государства, нанесла сокрушительный удар по процессу возрождения казачества. В итоге часть казачьих земель Донецкого, Таганрогского и Черкасского округов Войска Донского оказались на территории суверенной Украины. Новые украинские власти были явно не заинтересованы в возрождении донского казачества. Как отмечают очевидцы тех событий, по расколу казачьего движения на Украине стали работать соответствующие службы. Они внедряли в казачье движение своих людей, сеявших семена раздора и сомнений среди казаков. Все это, в конечном счете, привело к тому, что процесс возрождения донского казачества на Луганщине, фактически, сошел на нет. Символично, что сегодня у входа в Станично-Луганский культурно-исторический центр донского казачества висит табличка на державной мове: "Историко-этнографический музей". И все. Было казачество. Стал этнографический музей, музей, в котором сегодня нет света, и долгое время протекает крыша, угрожая сохранности уникальных экспонатов. Видимо, кто-то очень хотел, чтобы все осталось именно так. Но времена, хочется верить, меняются.



В апреле нынешнего года вновь собрался учредительный Круг Общества донских казаков станицы Луганской. Круг заявил, что вновь зарегистрированное Общество является правопреемником той организации казаков, которая была организована в 1990 году. При этом было отмечено, что прежнее общество донских казаков свою деятельность фактически свело к нулю, не принимая даже участия в ряде важных мероприятий, проводившихся казацкой общественностью, увлекаясь больше бесконечным вручением грамот, медалей и "чинов". К тому же выяснилось, что прежнее Общество перестало существовать юридически. Срочно был подготовлен в новой редакции Устав Общества донских казаков, и к моменту Созыва Круга обновленное Общество получило официальную регистрацию. В работе Круга приняли участие делегации казаков из Луганска, ряда хуторов Станично-Луганского района и практически все члены бывшего общества станицы Луганской. Круг избрал нового атамана. Совет стариков предложил кандидатуру Г.П. Атанова, коренного жителя станицы Луганской, в прошлом офицера Советской Армии. Эта кандидатура получила единогласное одобрение.



В специальном заявлении Круга было выражено резко негативное отношение к расколу на Дону, обусловленному наличием двух войсковых атаманов. В то же время была выражена готовность к сотрудничеству со всеми существующими на Дону объединениями донских казаков на благо общего дела и уверенность в том, что в конечном итоге донское казачество вновь объединится под руководством единого общепризнанного атамана. Круг дал отрицательную оценку попыткам некоторых псевдоказачьих организаций внедриться в их сообщество. Одной из главных задач нового Общества была названа всесторонняя поддержка канонической православной церкви. При этом был отмечен случай принятия в прежнее казацкое общество последователя раскольника Филарета (Денисенко), резко осужденный Кругом.



В итоге была сформулирована основная цель восстановленного Общества донских казаков станицы Луганской: объединение всех здоровых сил в казачьей среде на решение насущных вопросов, стоящих перед Обществом, и в первую очередь на местном уровне. Главными направлениями были признаны: открытие центра казачьей культуры, который смог бы собрать все творческие коллективы, талантливых художников, искусных мастеров для их совместной работы на благо духовного и творческого возрождения донского казачества; развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности, обеспечивающей финансовую независимость и материальную обеспеченность Общества донских казаков станицы Луганской.



Хочется надеяться на то, что новая попытка самоорганизации донского казачества на Луганщине будет намного успешней, чем прежняя. А также на то, что в России-матушке найдутся силы, которые смогут помочь нашим соотечественникам, чьи предки столетиями верой и правдой служили Русскому государству. Удачи вам, донцы!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie