Крымская весна и формула Русского мира
16 марта 2014 г. в Крыму состоялся референдум о вхождении в состав России, а 18 марта в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании двух новых субъектов федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Отмечая 6-летие событий «Крымской весны», представляю читателям портала RUSSKIE.ORG статью, основные тезисы которой были обнародованы мной год назад на Международной конференции «Крым в современной геополитике. 5 лет Крымской весне». По своему содержанию этот текст связан с более ранними статьями о Приднестровье и Донбассе. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить моих крымских друзей, всех крымчан, севастопольцев и людей Русского мира с очередной годовщиной Возвращения.
Мы отмечаем очередную годовщину «Крымской весны». C полным основанием можно сказать, что с возвращением Крыма в состав России произошла «реализация русской мечты». Со времен распада СССР это был первый пример, когда мы всенародно показали, что Русский мир идет не по пути разъединения, а по пути восстановления ранее искусственно разорванных связей. Да, мы можем вспомнить и Союз Белоруссии и России, и евразийскую интеграцию, но и в первом и во втором случае процесс все еще продолжается и в нем явно не хватает того, что было в Крыму – прямого действия не бюрократий, а простых граждан. «Крымская весна» есть реализация русской мечты потому, что она является примером для миллионов наших людей, оказавшихся на чужбине в результате «великой геополитической катастрофы ХХ века».
Год назад в Луганске на конференции, посвященной современным геополитическим процессам, я выдвинул тезис о том, что Юго-Восток Украины или Новороссия, находится в треугольнике, который образует Приднестровье, Донбасс и Крым и предложил называть это явление «Новороссийским треугольником». Гипотеза заключается в том, что дальнейшее развитие этого пространства и судьба Украины будут зависеть от того, насколько будут прочны связи между тремя опорными точками Русского мира в регионе – Приднестровьем, Крымом и Донбассом, насколько внутри «треугольника» будут сохраняться позиции русской идентичности, культуры и языка, насколько свободно люди, живущие внутри «треугольника» смогут перемещаться в Крым, Донбасс и Приднестровье к родственникам, по делам, на отдых и т.д.
С точки зрения геополитики «опорные точки» являются результатом военного присутствия метрополии на территории, коммуникации с которой обычно контролируются другим государством. На Донбассе нет российского военного присутствия. Но Донбасс фактически сам стал «опорной точкой» России, «форпостом Русского мира», приняв на себя удар агрессивного украинского национализма и стоящих за ним намного более серьезных сил, целящихся в Россию. По сути, сегодня мы видим процесс постепенного возвращения Донбасса в тотальной поле российской метрополии. Опорной точкой Русского мира, конечно, является Приднестровье, где гражданская война, развязанная в начале 90-х гг. прошлого века молдо-румынскими националистами, была прекращена именно российскими миротворцами, и сегодня выступающими гарантами мира в регионе. Что устраивает, к слову, далеко не всех. Наконец, фактор присутствия в Крыму, в Севастополе, российского Черноморского флота на протяжении всего периода после распада СССР выполнял свою стабилизирующую роль и сыграл известную роль в событиях «Крымской весны». А история с «вежливыми людьми» у всех, как говорится, на слуху.Крым является ключевым в этой комбинации геополитических опорных точек, «удерживающих» регион в зоне российского влияния – он сам уже снова стал частью России, влившись в ее «тотальное поле». Приднестровье живет этой мечтой уже более четверти века. Донбасс также сделал свой выбор и живет сегодня «с Россией в сердце».
И здесь мы подходим к еще одной очень важной, я бы сказал – принципиальной, теме. Известно еще со времен «крымчанки, дочери офицера», что в Крыму «не все так однозначно». Этот знаменитый интернет-мем стал символом дезинформации, направленной против свободного выбора крымчан. Украина и Запад для обозначения событий февраля-марта 2014 г. используют термин «аннексия». И в их картине мира не было никакого свободного выбора людей, были «зеленые человечки», «дула автоматов» и прочая «агрессия». И это не просто «картина мира», это мощное информационное оружие, направленное против России, против Крыма и против Русского мира в самом широком смысле. Потому что посредством данной технологии Русский мир предстает как агрессивный план Кремля по вооруженному захвату мирных соседних стран, жертвой которого уже пали несчастная Грузия и Украина, на очереди – Прибалтика, Польша и т.д. А украинские псевдолидеры с высоких трибун рассказывают миру, что на Донбассе они сдерживают российскую агрессию и спасают свободный мир. Это для нас смешно, но западный обыватель, обыватель на Украине, и даже – чего греха таить, некоторые у нас, проглатывают это, не поперхнувшись.
Наверное, дискуссионным представляется вопрос о том, как нам на это реагировать и нужно ли на это реагировать вообще. Я считаю, что реагировать нужно, нужно стремиться к тому, чтобы достучаться до тех, кто готов узнать правду о событиях в Крыму и на Донбассе. Кто живет на Украине, на Западе, в других странах. И картинки с «вежливыми людьми» здесь не помогут, потому что они – из арсенала смыслов, направленных против нас.
Вопрос прост – что первично. Ведь если бы не было народной самоорганизации, этого ежедневного подвига русского народа Крыма, который четверть века сопротивлялся ползучей украинизации, если бы не было третьей обороны Севастополя, не было бы каждый день подвига защиты русского Крыма, не было бы и «возвращения в родную гавань». Здесь во всей полноте проявилась формула Русского мира, когда державное российское вертикальное начало вошло в полный резонанс с русским народным горизонтальным началом и родило то явление, которые мы сегодня называем «Крымской весной». И мир должен знать именно об этом – о свободном выборе свободных людей, в чем и заключается, собственно, смысл тех событий и, кстати, суть т.н. «Крымского консенсуса».
Нужно постоянно напоминать о том, что Крым с глубины веков связан с русской историей. И даже само понятие «Русский мир» появилось в 11 веке в известном литературном памятнике Киевской Руси «Слове на обновление Десятинной церкви», и оно упоминается в крымском контексте. Там говориться об обретении мощей св. Климента и упоминается Херсонес. Нужно всегда напоминать о том, что в Херсонесе находится купель св. Владимира, принявшего там Православие, а затем крестившего Русь. Нужно рассказывать, что еще задолго до турецких войн Екатерины II, история Крыма была теснейшим образом связана с Россией. А в Москве, например, есть район Ховрино, несущий имя Ховриных-Головиных, выходцев из княжества Феодоро – крымского осколка Византийской империи, которые принимали участие в строительстве русского государства. Это символическое явление. Об этом тоже нужно говорить.Более того, именно эта гуманитарная, горизонтальная составляющая, на мой взгляд, в должной мере не раскрыта не то, что на международной арене, не то, что в евразийских союзных рамках, но и в самой России. Смыслы, которые содержаться в самом явлении возвращения Крыма в состав России, нуждаются в проговаривании. Эти смыслы нужно нести в массы, приобщать к ним молодежь. И они не сводятся к событиям февраля-марта 2014 г.
А еще я люблю вспоминать о том, что главная святыня Белоруссии – это Минская икона Божьей Матери, которая имеет прямое отношение к истории Крыма, к Херсонесу. Символично, что в 2015 году в центре Минска был поставлен памятник в честь обретения этой святыни, и в надписи на памятнике упоминается Херсонес.
Таким образом, смыслы Крымской весны - это смыслы Русского мира и они имеют тысячелетнюю цивилизационную основу. И это те основания, которые невозможно победить, если носители этих смыслов их осознают, практикуют и передают далее своим детям как живую традицию.
Именно благодаря тому, что эта традиция жива, Крымская весна будет продолжаться как Русская весна. Потому что у нас еще впереди сражающийся Донбасс и неизвестная судьба Украины, которая, я уверен, будет идти в контексте Русского мира.
Сергей Пантелеев, директор Института Русского зарубежья