logo

Хлебные крошки

Статьи

Современная русская идентичность
Политика
Россия
Сергей Пантелеев

Политическая антропология Победы и предательства

День Победы - праздник общенародной русской идентичности

Накануне Дня Победы портал RUSSKIE.ORG представляет вашему вниманию текст выступления Директора Института Русского зарубежья Сергея Юрьевича Пантелеева на Международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война. История и современность», состоявшейся в конце 2008 г. в г. Луганске. Уважаемые товарищи! Тема нашей конференции – «Великая Отечественная война. История и современность» - сформулирована очень удачно. С одной стороны, она констатирует ретроспективный взгляд на события первой половины 40-х годов ХХ века, с другой – подчеркивает, что эти события являются не просто историей, но самым непосредственным образом связаны с современностью, определяют нашу нынешнюю жизнь. Символическое, идейное значение Великой Отечественной и Победы над фашизмом 1945 г. для нашего народа огромно. И в наше время, которое является временем борьбы идентичностей и борьбы с идентичностями, идет атака на позитивную систему ценностей, без которой не может быть здоровой, устойчивой и эффективной никакая социальная система. Те, кто сегодня сносит памятники воинам-освободителям, переписывает историю Великой Отечественной, пытаясь представить пособников фашистов героями, а победителей фашизма – агрессорами, не просто унижают память героев Великой войны. По сути, они продолжают войну с ними путем атаки на память о них, и отпор здесь можем дать только мы – те, кто сохраняет эту память, кто не мыслит себя в отрыве от Правды о подвиге Победителей, те, кто сегодня должен в этой «брани невидимой» победить, и отстоять Победу 1945 г. Рассматривая данную проблему с точки зрения политической антропологии, я бы хотел обратиться к мыслям российского эксперта Юрия Громыко, который в книге «Политическая антропология. Самоопределение русских в условиях глобализации» сделал, на мой взгляд, ряд очень важных для нашей сегодняшней темы наблюдений. Громыко обращается к феномену отношения к Празднику Победы 1945 г. в России как к важнейшему общенациональному празднику, объясняя это особое отношение тем, что «Праздник Победы – это на сегодня единственный праздник общенародной идентичности русского народа в семье с другими народами». Российский эксперт в празднике Победы видит семь важнейших смысловых ядерных фокусов: 1. Праздник Победы связан с пробуждением религиозного чувства и диалога с мёртвыми, которые и образуют ценность нашей земли, на которой мы живём. 2. Праздник Победы – есть праздник всенародной мобилизации, единения всех народов ради единой общей выстраданной цели. 3. Праздник Победы есть праздник единства поколений. Именно во время этого праздника заветы дедов передаются внукам, а внуки намечают для себя горизонты и перспективы, которые достойны памяти их предков. 4. Праздник Победы есть почитание особой, важной для русских ратоборческой святости - геройства, воинских подвигов как искупления своих грехов, грехов своего рода и грехов нации в неравном бою с врагом перед лицом смерти. 5. Праздник Победы есть восстановление архетипа русской удали, святого счастливого мига, когда всё возможно, поскольку в этот момент выхода и прямого обращения к горизонту смерти в вечности, возникает счастливый миг абсолютной личной правды, понимания, ради чего ты живёшь. 6. Праздник Победы есть прямой выход русских в мировую историю, поскольку русский народ, прошедший через всю Европу и освобождавший Азию от нацизма и фашизма после этого уже больше не может мыслить локально. 7. Праздник Победы есть форма идеологического единения, способ заклятия идеологических распрей и крамолы. Таким образом, почитание Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне является одной из основ современной русской идентичности, важнейшим элементом системы ценностей нашего общества. Особо здесь стоит выделить третий пункт, подчеркивающий, что Праздником Победы меряется эффективность или наоборот беспомощность РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ как невозможность передать от одних поколений другим святость данного события. По словам Громыко «только выродок, человек, не принадлежащий русскому Духу и российскому народу отделён стеной непонимания от этой даты и не празднует это замечательное событие, сводя его, например, исключительно к сталинскому тоталитаризму». На основе вышеизложенного российский эксперт выводит формулу антропологии Победы, под которой понимает антропологию «тотального результирующего конечного действия здесь и теперь». По его словам, «действие должно состояться и дать финальный конечный выигрыш… Антропология Победы – это нацеленность на главное, на центральный главный суммирующий итог – бессмертие народа и страны». Таким образом, антропология Победы связана с проблемой лидерства народа и государства. Касательно проблемы политического лидерства, этот тезис раскрывается следующим образом: «Без воспроизводства состояния Победы государственный руководитель не способен сформулировать цели развития страны. Если у страны нет целей, это значит, что ею правят люди, которые воспроизводят антропологию пораженцев». Именно антропология состояния Победы позволяет нам победить в войне, направленной на смену идентичности населения нашей страны и изменения базового типа самосознания. По словам Громыко, «это война, где нет внешнего и внутреннего, а эпицентром оказывается ваше Я и ваша совесть». Как мы говорили выше, такой тип войны очень близок к протеканию «невидимой брани», где бороться надо, прежде всего, с самим собой силой внутреннего сосредоточения и молитвы. Основная особенность поражения в случае невидимой брани – это невозможность мобилизации и концентрации усилий. Но, по мысли российского эксперта, «эту концентрацию усилий, нацеленную на достижение всеобщего финального выигрыша, даёт не ужас идущей войны, но антропология состояния Победы». Вышеизложенное касается современной России и современных русских. Но очень интересно спроецировать эти размышления на современную украинскую ситуацию. И здесь мы столкнемся с острой коллизией. С одной стороны, Украина как часть Русского мира полностью вписывается в логику вышеизложенной антропологии Победы. Мы наблюдаем общественно-политические силы, которые являются носителями и защитниками ценностей победы над фашизмом, ценностей победы 1945 г. И здесь, в Луганске, мы видим реальные действия по защите этих ценностей. Мы понимаем, что состояние антропологии Победы, которое сегодня, я уверен в этом, постепенно становится определяющим в России, не может не охватить и Украину как часть «Русского мира». Украину, которая внесла огромный вклад на победу над фашизмом и вместе с Россией, Белоруссией, другими бывшими республиками СССР, является наследником и продолжателем этой Победы. Вместе с тем, эта Украина сегодня является Украиной обороняющейся. Поскольку реализуется проект с диаметрально противоположным вектором – проект Украины как антирусского мира. В этом проекте отрицается идея Победы на фашизмом, идея жертвенного подвига, идея Победы как устремленности к новым свершениям. Украиной правят люди, которые не просто воспроизводят антропологию пораженцев, они воспроизводят антропологию предательства. Я не буду приводить подробные исторические данные, показывающие реальную роль ОУН-УПА в войне, в том числе – в аспекте взаимоотношения с собственным украинским народом. На нашей конференции много специалистов, которые это сделают лучше меня. Сошлюсь лишь на мнение признанного авторитета в этом вопросе – канадского политолога и историка украинского происхождения, магистра права и доктора гуманитарных наук Виктора Полищука. По его словам, ОУН-УПА «по отношению к украинскому народу было хуже, чем гитлеровцы, так как те были чужие, а вот бандеровцы – «свои». Легче гибнуть от рук врага, намного тяжелее от рук соотечественника, а что уже говорить – от рук сына, брата, мужа – украинцев, которые по приказу ОУН Бандеры убивали своих матерей, жен, сестер». Зная о таких преступлениях, морально ли инициировать признание ОУН-УПА?, - задается вопросом Виктор Полищук. Ответ очевиден: «Если президент Виктор Ющенко знает об этом и все-таки делает шаги в направлении признания ОУН-УПА, то поступает он глубоко неморально». При этом трагедия Украины состоит в том, что на основе антиморали нынешние правители пытаются формировать сознание современной Украины. Кого, спрашивается, может воспитать эта перевернутая система ценностей? Очевидно, что на основе антиморали социальную систему создать невозможно – это открытый путь к разрушению основ человеческого общежития, основ общества. И перманентный социально-политический кризис, сопровождающий реализацию украинского проекта, в котором культ предательства возведен в абсолют – наглядное тому подтверждение. Антропология Предательства изначально ущербна. Евангельский образ Иуды очень наглядно демонстрирует смысл и итог подобного выбора. Но закончить свое выступление я бы хотел цитатой из работы древнегреческого историка и государственного деятеля Полибия: «Никогда еще ни одному предателю… не удалось укрыться; если при совершении предательства виновный остался неизвестным, то последующее время обнаруживало всех участников. Потом, ни один предатель, раз он был открыт, никогда не пользовался благополучием; наоборот: те самые люди, в угоду коим совершено предательство, обыкновенно воздавали предателям заслуженной карой». Спасибо за внимание! С.Ю. Пантелеев, директор Института Русского зарубежья

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie