logo

Хлебные крошки

Статьи

С картины Ежи Коссака «Отступление Наполеона из России». Польша. 1927 г.
Великая геополитическая игра
История
Европа
Федор Гайда

Польские мечты и внешние кураторы

Польша обладает историческим кодом, который имеет весьма простую структуру. В результате ее поведение в последние 450 лет достаточно предсказуемо. Этот исторический код в качестве базовых включает такие элементы как “гонор” (лат. honor - честь), отвагу и страдание (долоризм). Разумеется, речь не идет о польском народе в целом, но о постоянно воспроизводимой польской элитой национальной сверх-идее (super-ego).

После заключения унии Польского королевства с Великим княжеством Литовским в 1569 г. новое федеративное государство Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita, лат. Res Publica) почти на век стало самым сильным политическим образованием Восточной Европы. По сути, впервые создавалась полноценная славянская империя, включавшая основную часть современной Польши, Литвы, Беларуси и Украины. Основными ее врагами стали лютеранские германские княжества, мусульманская Османская империя и православная Россия (также претендовавшая на имперский статус и провозгласившая себя в 1547 г. царством). В условиях распада Европы в XVI в. на два лагеря (протестантский и католический) Речь Посполитая изначально имела мессианскую идеологию: это был основной католический бастион на востоке. Папский Рим активно раздувал соответствующие настроения Варшавы в своих интересах. Польский королевский двор оказался под контролем ордена иезуитов.

В XVI в. в Польше была выстроена мощная социально-политическая система, основанная на господстве католичества, земельной аристократии и ужесточении крепостного права. Королевская власть вынуждена была все более опираться на аристократию. Польское дворянство (шляхта) воспринимала себя не только общественной элитой, но и отдельным этносом (“сарматами”), правящей над остальным населением по праву завоевания (идеология “сарматизма”). Православная церковь на территории государства была расколота с помощью Брестской унии 1596 г. Была создана униатская (греко-католическая) церковь - православная по обрядам, но подчиненная папскому Риму. Речь Посполитая активно вмешивалась во внутренние дела России в период Смутного времени (начало XVII в.) с целью превращения ее в своего сателлита с последующей полной интеграцией. Последствием всей этой политики стали многочисленные казацкие восстания на Украине, направленные против шляхты, крепостничества, католичества, униатства. Восстание Богдана Хмельницкого (1648) оказалось успешным (“Потоп”) и положило конец росту могущества Речи Посполитой.

В результате петровских реформ Россия окончательно превзошла Речь Посполитую по политическим и экономическим показателям, заняв ее место сильнейшей славянской державы.

В XVIII в. Речь Посполитая превратилась в территорию борьбы двух партий: пророссийской и профранцузской. Франция была сильнейшей державой тогдашней Европы и стремилась превратить Польшу в центральное звено своего санитарного кордона против России. Обострение внутреннего конфликта происходило в период выборов очередного короля (королевская власть не была была наследственной). В Польшу вводились русские войска, становившиеся решающим фактором избрания королем прорусского кандидата. Нарастание русского влияния спровоцировало Пруссию и Австрию на разделы Речи Посполитой между тремя державами (1772-1795).

Большинство польской шляхты сохранило профранцузскую ориентацию и в начале XIX в. ориентировалась на Наполеона Бонапарта. Он создал суррогат польской государственности в виде Герцогства Варшавского под своим протекторатом (1807). Герцогство стало территорией расквартирования французской армии, продовольственной базой и плацдармом для похода на Россию. Поляки оставались наиболее верными союзниками Наполеона вплоть до его краха (1814). Позднее находившаяся во Франции польская эмиграция до конца столетия была “польским правительством в изгнании” (“отель Ламбер”) и действовала в интересах Франции и отчасти Британии. В среде шляхты и польского католического духовенства возникла идеология “товянизма”: Польша рассматривалась как страна, по образу ветхозаветных евреев принявшая на себя все страдания мира с целью его искупления (“Польша - Христос народов”). Одним из проповедников этого учения стал великий польский поэт Адам Мицкевич. В период Крымской войны (1853-1856) он пытался создать формирования для похода на Россию. “Товянизм” сыграл большую роль в период кризиса шляхетской сословной идеологии, он помог в создании общенациональной идеологии.

В результате столкновения трех империй - России, Германии и Австро-Венгрии - в ходе Первой мировой войны (1914-1918) Речь Посполитая была возрождена. Она опять стала орудием французской политики против России и Германии. Опираясь на французскую политическую и военную поддержку Польша воевала с Советской Россией, захватила Западную Белоруссию и западную Украину, а также дважды отняла у Литвы ее столицу Вильнюс (1919, 1921). Однако по мере ослабления Франции накануне Второй мировой войны польское руководство пыталось договориться с А. Гитлером о совместном походе на СССР. Польша неизменно претендовала на восстановление границ 1772 г.: присоединение Беларуси и Правобережной Украины. В 1938 г. Польша (получившя за это от У. Черчилля кличку “гиена Европы”) приняла участие в разделе Чехословакии. Однако в 1939 г. была разделена уже ее территория.

Россия неоднократно стремилась к примирению с Польшей, превращению ее в союзника против общих врагов.

Иногда это было относительно успешно (на рубеже XVII-XVIII вв. против турок и шведов), но обычно такие проекты проваливались. Екатерина II (1762-1796) первоначально стремилась к тесному союзу с Польшей, но антирусские настроения шляхты вынудили ее смириться с идеей разделов Речи Посполитой. Александр I (1801-1825) добился включения основных польских земель в состав Российской империи и в 1815 г. воссоздал полноценную (в отличие от Наполеона) польскую государственность. Однако в 1830 г. произошло Первое Польское восстание: шляхта объявила о свержении Николая I с польского престола. Александр II (1855-1881) объявил амнистию повстанцам и получил Второе Польское восстание (1863-1864). Вероятность третьего восстания была устранена благодаря проведенной русским правительством в качестве меры устрашения земельной реформе: часть земли была изъята у шляхты и передана польским крестьянам. Последняя значимая попытка примирения была предпринята в 1945 г.: к Польше были присоединены большие территории по р. Одер и в Восточной Пруссии (тем самым компенсировались потери 1939 г.), после депортации немецкого населения впервые создавалось этнически чистое государство. Тем не менее, ни Царство Польское (польск. Królestwo Polskie), ни послевоенная Польская Народная Республика не рассматривались позднее как национальное польское государство, поскольку были созданы по инициативе России или при активном содействии СССР.

“Настоящим” польским государством может быть только то, которое создается в качестве бастиона Запада и является историческим конкурентом (соперником) России в Восточной Европе.

Тем не менее, всё это не мешало большому числу поляков в XIX-XX вв. ревностно служить в русской и советской армии, развивать науку и культуру России.

***

Поведение Польши достаточно предсказуемо и требует четко определенной ответной линии, причем не лавирующей, а понятной и стабильной. Неоднократные попытки примирения с Польшей путем удовлетворения ее амбиций за счет интересов России приводили к росту этих амбиций и новому конфликту. Польша традиционно воспринимает лавирование как слабость. Игнорирование воспринимается как оскорбление. Россия не должна воспринимать польскую политику как вызов, она должна действовать в своих интересах.

Польская национальная идеология уже 450 лет имеет вполне выраженный мессианский характер и основана на национальной версии католичества. Эта идеология предполагает доминирование в Восточной Европе и вытеснение русского влияния (в возможной перспективе - даже освоение всего русского пространства). Россия веками (с XVII-XVIII вв.) воспринимается как экзистенциальная угроза (на бытовом - но только бытовом (!) - уровне эту угрозу зачастую вытесняет неприятие немцев, евреев, украинцев и других соседей).

Возможное формирование польской идеологии на основе русско-польской взаимности - утопия. Вместе с тем, Польша не является для России угрозой экзистенциальной - и в этом заключается стратегическое превосходство русской стороны.

Польша ориентирована на этнически чистую государственность и ассимиляцию подвластного населения. Религиозный фактор работает на националистические интересы. Со всеми своими соседями (кроме, в отдельных случаях, Германии) Польша предпочитает неравный диалог с позиции национального превосходства. Все региональные объединения Польша стремится выстраивать как полоноцентричные, что мешает их прочности.

Считая себя неотъемлемой частью Европы и Запада, Польша отнюдь не отстаивает единство Европы или Запада. Во внутренней конкуренции Запада Польша легко выбирает нужную сторону (Франция, Британия, США, в отдельных случаях даже Германия). Однако западные кураторы Польши используют ее в своих интересах (“воевать до последней капли польской крови”). В этой связи Россия так же активно и успешно использовала своих европейских союзников против Польши (в первую очередь - Германию, отчасти - Австрию, Чехию, Словакию, Литву). Против санитарных кордонов работают другие санитарные кордоны, однако такая возможность возникает только в условиях децентрализации Европы. Польша не должна становиться контрагентом российской политики, она - объект, контрагентами выступают ее западные кураторы.

Федор Гайда

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie