logo

Хлебные крошки

Статьи

Сергей Киселёв выступает на заседании Ливадийского клуба
Великая геополитическая игра
Политика
Россия
Сергей Киселёв

Пространство России как ценность

Портал RUSSKIE.ORG публикует текст доклада кандидата филологических наук, доцента кафедры экономической и социальной географии, геоэкологии и туризма Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Сергея Николаевича Киселёва на заседании летней сессии Ливадийского клуба, состоявшейся 4 июня 2024 г. в рамках работы XVII международного фестиваля «Великое русское слово».

В этом году исполнилось сто двадцать лет со дня рождения англосаксонской геополитики (с чем, естественно, я никого поздравлять не собираюсь).

В своём докладе Королевскому географическому обществу профессор Оксфордского университета Хэлфорд Маккиндер изложил концепцию «Географической оси истории», в соответствии с которой Хартленд (богатый ресурсами континентальный массив Северо-Восточной Евразии, примерно совпадающий с территорией Российской Империи), представляет из себя «великую природную крепость», недоступную для контроля и влияния со стороны англосаксонского «демократического» мира.

Суть всемирной истории мыслилась Маккиндером как противостояние континентального «осевого» государства объединённым силам морских колониальных держав.

Опыт военно-политической истории последнего столетия наглядно демонстрирует, что сначала Великобритания, а ныне – США последовательно придерживались и придерживаются именно этой картины мира в своей внешней политике по отношению к Российской империи, СССР и современной Российской Федерации.

Маккиндера считают отцом-основателем геополитики, но для нас это утверждение спорно, так как задолго до появления концепции английского географа вышел фундаментальный труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», в котором всемирная история рассматривается через призму замкнутых и самодостаточных культурно-исторических типов (цивилизаций), призванных осуществить в ходе исторического процесса именно свою политическую, религиозную, культурную и другие миссии, что нарушает идею универсализма Запада – его доминирующую роль в мировой истории, так как определяет романо-германской цивилизации равное место в ряду других культурно-исторических типов.

Естественно, что идея равенства для англосаксонского расистского мышления совершенно неприемлема. Это прекрасно сформулировал в антиутопии «Скотный Двор» английский же писатель Оруэлл: «Все равны, но некоторые равнее».

Высокомерное и презрительное отношение к жизненным потребностям в суверенности, безопасности, экономической самостоятельности не западного мира – родовая черта англосаксонской политики.

Эти два фактора – геополитический и психопатологический – в очередной раз стали непреодолимым барьером для российских западников в их стремлении «слиться» (и «слить» суверенитет России) с элитами Запада. Россия была вынуждена начать борьбу за своё суверенное существование, за укрепление государства во всех сферах своего существования.

Одним из частных свидетельств этого процесса является появление во всех высших учебных заведениях страны курса «Основы российской государственности», призванного сформировать у студентов чувство патриотизма и гражданственности, разъяснить «особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации».

В рамках этого курса Россия наконец-то определяется как государство-цивилизация, излагаются единые подходы к определению российского мировоззрения, ценностей нашего многонационального народа, особенностей политического устройства России.

Введение этого курса можно считать настоящим прорывом в современном высшем образовании, и его нельзя не приветствовать. Тем не менее, позволю себе заметить, что в существующем виде он требует необходимого дополнения.

Формируя у современной молодёжи представление о политическом, историческом и культурном единстве страны, мы не должны забывать о таком важном, можно даже сказать, – важнейшем факторе, как территориальное единство государства.

В Преамбуле Конституции Российской Федерации чётко указано:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…».

И вот со знанием «своей земли» в настоящее время существуют большие проблемы, которые вызваны не только огромностью территории России!

П.Я. Чаадаев заметил, что ««русская мысль имеет характер географический». Из глубины веков от летописи Нестора и до работ современных отечественных географов, историков, экономистов, социологов и т.д. в российской науке предпринимаются попытки осмысления территориального объёма нашей «земли».

Территория – это органическое тело государства, вся его история и политическая система немыслима вне этой категории и невозможна вне её. Превышение территориального объёма, как и лишение какой-либо его части в равной степени представляют угрозу для государства.

Распад СССР по искусственным границам наглядно показал, что потеря исторических территорий чрезвычайно болезненна для России, что их возврат – дело времени.

В классической евразийской теории обосновывалось географическое единство России-Евразии, и любой непредвзятый специалист в области физической географии согласится с системой её аргументов. Если же мы посмотрим на карты физическую и политическую, то увидим, что в настоящее время очерченные евразийцами естественные пределы России и государственная территория Российской Федерации не совпадают друг с другом.

Тот же Данилевский утверждал, что «национальная территория не отчуждаема и никакие договоры не могут освятить в сознании народа такого отчуждения». И это лишь одна из политико-географических проблем, понимание которых необходимо нашей молодёжи.

Знание физико-географических особенностей территории своей страны, как и знание её политической географии совершенно необходимы для формирования стратегии её развития.

В современной географии понятие «территория» является частным случаем более общего понятия – «географическое пространство», которое является фундаментальной категорией, описывающей всю совокупность явлений и процессов, в которых протекает жизнь земной природы, людей и человеческого общества. Мы употребляем выражения «информационное пространство», «культурное пространство», «политическое пространство» и т.п., не задумываясь о том, что все они составляют предметную область географической науки — такую же, как и выражение «пространство России».

Само же пространство России, как и его частные случаи, требует такой же суверенизации, как и институты российской государственности.

Например, когда вы видите на полках крупного универсального магазина огромное преимущество зарубежных товаров над отечественными, то можете констатировать экспансию иностранных производителей в российское экономическое пространство. То же касается и культуры, информации, рынка лекарств и т.п.

Мы должны воспринимать пространство России как ценность, требующую такой же защиты, как и границы страны.

Одним из факторов, способствующих этому, нам видится введение в систему высшего образования курса «География России» или аналогичного блока в курс «Основы российской государственности». В подобном случае идея политического, исторического и культурного единства России дополнится идеей её территориальной и пространственной целостности.

 

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie