logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Политика
Китай
Алексей Дзермант

Россия и Китай: будет ли новая Орда?

По итогам переговоров российского и китайского руководства можно отметить самое важное — для Большой России закончилась эпоха западоцентричных отношений и союзов.

Длилась она около трехсот лет. Россия в это время почти всегда опиралась в борьбе с одной европейской и западной силой на другую. А теперь весь значимый Запад против России, у нее нет там союзников и не предвидится. Поэтому происходит сближение с Китаем и Ираном.

Произошло то, о чем так долго говорили евразийцы. Си Цзиньпин во время прощания с Владимиром Путиным дал понять именно это: «Сейчас идут перемены, которых не было в течение ста лет. Когда мы вместе, то мы двигаем эти перемены». Сейчас в этой новой ситуации нам придется лучше знать и понимать Восток, чтобы быть с ним на равных и не раствориться. Но это посильная для русских задача, органичная.

Обозначается четкий контур антизападного альянса, к которому, кроме России и Китая очевидно присоединятся Беларусь, Иран и Северная Корея. Было очень заманчиво увидеть в этом процессе повторение в новой форме и в новых условиях того, что уже было в Евразии – Монгольского улуса, но прямые аналогии не работают.

У современной России нет и не будет такой зависимости от Китая, как у Восточной Руси от Орды. Россия обладает гораздо более мощным ядерным потенциалом, чем Китай и ему тоже нужно многое от России – это не только энергоресурсы, но и полностью прикрытый северный рубеж для того чтобы сосредоточиться на Тайване и регионе Южно-китайского моря.

Китайское руководство тщательно избегает терминов «союз», «альянс» и «блок» в отношениях с Россией, чтобы не вызывать аллюзий с блоковым противостоянием времен холодной войны, и теперешняя ситуация действительно отличается – прежней биполярности не будет. Но Си Цзиньпин говорит даже о большем: «Китайско-российские связи вышли за рамки двусторонних отношений и имеют жизненно важное значение для современного миропорядка и судьбы человечества».

И это ключевое для понимания того, что на самом деле представляют из себя отношения России и Китая. Их можно назвать формированием двуединого полюса, который должен уравновесить коллективный Запад. Каждый из элементов этого полюса уравновешивает друг друга: китайская экономическая мощь соответствует стратегической военной мощи России.

Поэтому конечно же, Владимир Путин не Александр Невский, который ездил в столицу Монгольского улуса, чтобы получить ярлык на великое княжение на Руси, да и товарищ Си не великий хан. Ситуация другая, китайская и российская стороны зависят друг от друга, а это значит, что они равновеликие, даже несмотря на разнице в демографии и ВВП. Нарративы о том, что Россия становится вассалом Китая, а Путин получает от Си ярлык активно вбрасываются западными СМИ для того, чтобы вызвать китаефобию в России и сыграть на националистических настроениях.

Россию и Китай стратегически и фундаментально сближает вовсе не затягивание конфликта на Украине, где Китай якобы «спасает» Россию, хотя он действительно помогает ей минимизировать последствия западных санкций.

Россия и Китай вместе, исходя из обоюдного и взаимного интереса создают новую архитектуру миропорядка.

Россия делает это прямо и жестко, вступив в открытый и горячий конфликт с США и их союзниками на территории Украины, Китай это делает в своей манере – гибко и мягко, формируя экономические и финансовые предпосылки для избавления от западной зависимости. Россия и Китай, исходя из своих стратегических культур и актуальных вызовов дополняют друг друга.

Конечно, не нужно думать, что процесс российско-китайского сотрудничества как основы нового миропорядка будет простым и безоблачным. И в России, и в Китае есть влиятельные противники этого. Одни будут говорить о «китайской угрозе», «неравнозначности», другие о приоритете экономических отношений с США и ориентации не на континентальную интеграцию, а на морскую торговлю. Антикитайская партия в России и проамериканская партия в Китае – это две личины одного и того же явления.

Но потому так важна была это встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина. Руководители двух стран показали железную политическую волю на сближение двух стран, на сопряжение потенциалов и интеграционных проектов: Евразийского экономического союза и Одного пояса и Пути.

В процессе оформления Евразийского блока (Беларусь, Россия, Иран, Китай, Северная Корея) крайне важным будет вопрос о месте и роли в нем нашего Северо-Запада. Вызовы понятны: Балтийское море становится внутренним морем НАТО с постоянной угрозой морской блокады, серьезно усиливается Польша.

Нам понадобится общая военная, транспортная и гуманитарно-политическая стратегия в треугольнике Санкт-Петербург—Минск—Калининград и осмысление каждого из его участников по-новому, в связи с новыми реалиями, которые надолго. При чем эту роль нужно будет продумать и предъявить не только для самих себя, но и для всего блока, особенно для Китая. Нам предстоит стать северо-западным форпостом Евразии, но не превратиться при этом в логистический тупик, не дать сковать себя новой блокадой. Это серьезная интеллектуальная и технологическая задача, но она под силу смелой русской мысли и глубокой китайской мудрости.

Алексей Дзермант

Северная Евразия

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie