
Тува – душа Евразии
Республика Тыва, Тува – одно из самых удивительных мест России. Не самая большая по территории и численности населения, относительно недавно (в 1944 году) вошедшая в состав Советского Союза, но очень насыщенная культурным слоем и смыслами.
Тува находится одновременно в центре и на стыке различных миров: русского, тюрко-монгольского, китайского, сибирского, центрально-азиатского, степного, горного и таёжного. Здесь, в столице Кызыле из Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Каа-Хем) сливается великая сибирская река и несет свои могучие воды к Северному океану.
Оказывается, высокоразвитая цивилизация не всегда приходила с Запада, классическая скифская триада: звериный стиль, особый тип оружия и конского снаряжения, вероятно, сформировалась именно в этих местах и затем уже распространялась в западном направлении, вплоть до Дуная.
Второй факт, переворачивающий сознание – это невероятно тонкое владение создателями огромного по протяженности скифо-сибирского мира ювелирным искусством, знаменитое скифское золото действительно поражает воображение и его стоит хотя бы один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать.
Кстати, мне очень повезло, что как перед поездкой в Туву, имел возможность посетить золотую коллекцию Эрмитажа, значительная и самая яркая часть которой представлена именно золотыми изделиями евразийских кочевников – скифов и сарматов. Правда, попытка удалась только со второго раза – телефонные террористы из Украины «заминировали» музей. Но упорство города берет.
А потом переносишься в центр Азии – в Туву, где видишь такое же невероятно искусно обработанное золото, солнечных летящих оленей, созданных руками скифских мастеров. И очень хорошо, что тувинцы смогли оставить у себя значительную часть находок из скифских курганов, имеют возможность показывать их в музее в Кызыле. Это очень важно для здешних людей, их идентичности и культурного ландшафта.
Скифское искусство поражает не только золотым сиянием и тонкой работой, но и символизмом, мировоззрением, которое в нем заключено. Безусловно, скифо-сибирский мир был объединен не только триадой материального стиля, но и определенной идеологией, философией, которая не сохранилась в письменной форме, но которую мы можем лицезреть воплощенной в прекрасных вещах.
И третий поразительный факт, который видишь в остатках курганной культуры – антропологический состав тех, кто их оставил. Скифская знать, похороненная в курганах, принадлежит и к европеоидным, и к монголоидным типам, люди разных рас, но высокого статуса – царь и царица, лежат в одном захоронении, они одна семья.
Это значит, что определение «свой—чужой» у скифов, населявших некогда Туву и остальные огромные пространства Евразии, зависело не от цвета кожи и глаз, а от чего-то другого. От чего? Скорее всего, от определенного мировоззрения, от того, кем и как человек себя и окружающий мир ощущает. А это духовные, не биологические критерии. То есть интегральное «евразийское мироощущение», совершенно противоположное западному расизму, уходит корнями в очень далекие времена.Но Тува это не только глубокая древность. Сейчас в основном на слуху «чёрная легенда» про республику, мол, самый высокий уровень преступности, убийств в России. И это все от социальной депрессии и безысходности. Либеральные блогеры и урбанисты подгоняют под это свои опусы, живописующие старательно искомые неприглядные стороны жизни Кызыла и окрестностей.
У меня же от города было совсем другое впечатление. После холодного и климатически капризного Петербурга Кызыл оказался первым по-настоящему теплым и весенним местом. Поразил культурный облик города: Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола во главе с директором Начыном Шалыком и главным режиссером Сайдашем Монгуем превратился в бурлящей культурной жизнью центр, средоточие тувинского, евразийского и скифского духа.
Национальный музей Тувы хранит не только скифское золото, но представляет и очень достойную коллекцию, рассказывающую об истории, этнографии, природе Тувы. В Кызыле есть и потрясающий Центр тувинской культуры, где работают и преподают знаменитые на весь мир исполнители горлового пения. Есть и очень достойный Центр русской культуры.
А совсем недавно в столице Тувы открыли новый Дворец молодежи «Алдын дошка» (Золотой узел счастья), ключевым элементом которого является стеларий с музеем – собрание каменных изваяний, стел, начиная с бронзового века, скифского времени и до тюркской эпохи. Это удивительное пространство, через которое попадаешь в совершенно другой мир. Мир Великой и Древней Степи под Вечным Синим Небом. Город и земля, где так ценят культуру смогут преодолеть все социальные проблемы.
В городе очень много по-настоящему красивых памятников и в целом все это делает его пусть небольшим, пусть затерянным на бескрайних пространствах Евразии, но очень уютным и близким, понятным центром чего-то очень важного, что находит живой отклик в душе в сердце.
И это может быть ответом тем, кто считает, что Россия подавляет разнообразие, национальные и религиозные идентичности. Наоборот, сравнивая с Западной Европой, можно удивиться, насколько российское государство в целом терпимо и гуманно относится к различным народам и культурам, входящим в его состав.И тувинцы это чувствуют. Пожалуй, нигде еще в России не было ощущения такой поддержки военной спецоперации на Украине. Дело не только в том, что отсюда родом министр обороны России Сергей Шойгу и не в том, что тувинские части принимают в ней участие, это что-то более глубокое.
В Туве заметен культ Субэдэя – виднейшего монгольского полководца и стратега, соратника Чингисхана, считается, что он связан именно с тувинцами. И поэтому они поддерживают, как и в древности, спокойно и дисциплинированно своих теперешних военачальников – Шойгу и Путина. И в этом есть разительный контраст с креаклами и хипстерами мегаполисов западной части страны. Контраст, говорящий в пользу Тувы.
Алексей Дзермант