В основе Брекзита был вполне рациональный расчёт
Загадка Брекзита для меня заключается в том, насколько всё же это было спланированным или спонтанным решением? Стратегическая культура британцев позволяет сочетать очень продуманное планирование с авантюризмом на грани безумия, который кажется странным и непонятным со стороны. Приведу исторический пример, на рубеже XVIII-го и XIX-го веков Британией правил эксцентричный король Георг III, имевший серьёзные проблемы с психикой, известный своими оргиями и аморальным поведением, Лондон при нём утопал в пороке. Правил он долго, во время его правления в Америке произошла война за независимость и будущее Британской империи было поставлено под вопрос.
Тем не менее, именно при Георге III в Англии произошла промышленная революция, резкий скачок в технологиях и развитии науки. Что и заложило основу для нового подъёма Британии, укрепления и расширения её империи. То есть скрытая стратегия всё-таки была. Мне кажется, что нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Чудаковатый Борис Джонсон – это некий архетип британского политика для переходного времени. И, полагаю, в основе Брекзита был вполне рациональный расчёт. Да, у него будут издержки, но, видимо, свобода манёвра Британии принесёт больше. Для того, чтобы сохраниться, вы должны радикально измениться.
Британцы, скорее всего, больше внимания будут уделять не континентальной Европе, а восстановлению и усилению своих позиций в Британском содружестве. Особенно в Индии, которая становится очень важным игроком в Евразии. Также им будет важна новая стратегическая сделка с США Трампа, после этого обновлённый двухядерный англо-саксонский мир примется за Евразию. Нужно будет вновь доказать немцам, русским и китайцам, что именно они являются хозяевами мира.
Чтобы с ними хоть как то побороться России, безусловно, нужно собирать вокруг себя ядро с ёмкостью рынка в 200—250 млн человек, на котором можно создавать и развивать собственную промышленно-технологическую платформу, добиваться выгодных союзов и блокирования с ЕС и КНР. Если это не получится, придётся примыкать либо к европейской, либо к китайской платформе. И выступать в новой глобальной конкуренции с заведомо более слабых позиций, в подчинённом положении.