logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Андрей Смирнов

Ахтунг, Ахтунг, партизанен!

Американские "солдаты свободы" применяют методы антипартизанской борьбы, использовавшиеся карательными войсками гитлеровской Германии

Как и следовало ожидать, ликвидация сыновей Саддама Хусейна практически не оказала никакого влияния на интенсивность нападений партизан на солдат оккупационных войск США в Ираке. Скорее, американцы даже помогли своим противникам, сделав из младших Саддамов мучеников, героически погибших в неравном бою с завоевателями.

Наверняка образ внука бывшего иракского диктатора 14-летнего Мустафы, который после гибели своих отца и дяди в одиночку до конца отстреливался от двух сотен отборных американских десантников, вдохновит не одного юного иракца на участие в "джихаде" против оккупантов. В то же время, как уже не раз указывали многие эксперты, проблема заключается не в Саддаме и его сторонниках, а в том, что партизанские нападения являются вполне ожидаемой реакцией местного населения на присутствие иноземных завоевателей. Потому что "освободителями" большая часть иракцев американских военных так и не признает.

Почти ежедневные сводки потерь войск США в Ираке стали сильно нервировать американскую общественность. Желая как-то оправдаться перед соотечественниками, глава временной американской администрации в Ираке Пол Бремер заявил, что нападения на солдат США являются-де частью стратегии, которая была заранее разработана Саддамом Хусейном и руководством партии БААС на случай поражения в войне. По убеждению Бремера, ответственность за нападения на американские оккупационные силы лежит на "профессиональных убийцах". Однако очевидно, что без поддержки населения, среди которого весьма сильны антиамериканские настроения, столь активные и эффективные действия партизан ("профессиональные убийцы" пусть останутся на совести господина Бремера) были бы невозможны.

У тех 8 тысяч иракцев, погибших, по некоторым оценкам, от рук своих "освободителей", осталось немало родственников, желающих отомстить незваным чужеземцам за смерть и горе своих близких. Прибавьте сюда разруху и безработицу, а также все обиды, оскорбления и насилия, неизбежно чинимые американскими солдатами, озлобленными адскими условиями службы и негостеприимностью "неблагодарных" туземцев. Вот вам и питательная среда для партизанской войны.

Кроме того, американцы оказались в Ираке в роли своеобразного "магнита", притягивающего как идейных защитников арабской свободы и ислама, так и просто наемников из соседних стран Ближнего Востока и остального исламского мира. Эти люди тоже охотно включаются в местную партизанскую войну.

В отличие от Пола Бремера, американское военное командование, видимо, быстро поняло, с каким противником оно столкнулось, и в создавшейся ситуации решило использовать проверенные временем методы борьбы с партизанами. В Пентагоне, не долго думая, приказали взять на вооружение и адаптировать к условиям Ирака ценный опыт гитлеровских карателей, боровшихся с народным партизанским движением на оккупированных территориях СССР и стран Европы.

Первым делом в ход пошло введение института заложников. По сообщению газеты "Вашингтон Пост", американские войска уже провели ряд операций по захвату в заложники членов семей выявленных руководителей партизанского движения. Так, в конце июля подразделение одной из бригад 4-й пехотной дивизии США ночью в пригороде Багдада вломилось в дом одного из руководителей партизанского отряда, который до падения режима Саддама был генерал-лейтенантом иракской армии. По словам командира бригады, полковника Дэвида Хогга, его доблестные бойцы скрутили жену и дочь иракского генерала и увезли женщин на свою базу. До партизанского вождя довели информацию, что, если он быстро не сдастся в плен, его родным "будет очень плохо". Генерал вскоре действительно сдался.

По словам американских военных, в заложники будут брать и родных обычных партизан. Расстреливать их в случае неявки участника сопротивления, как это делали нацисты, гуманные "янки" пока не будут. Но обеспечить арестованным "жесткий режим" содержания, похоже, вполне готовы. Здесь в ход пойдет еще одно средство из арсенала гитлеровских карателей – создание концлагерей. Порядки в этих заведениях, если верить публикациям западной прессы, вполне узнаваемые.

Так, недавно стало известно, что в отношении четырех американских солдат из состава охраны самого крупного в Ираке "центра содержания военнопленных" под Умм-Касром начато расследование в связи со зверским избиением ими иракских арестантов. Солдаты утверждают, что бить иракских военнопленных ногами и ломать им кости пришлось в "порядке самозащиты", поскольку они якобы подверглись нападению пострадавших. По общему мнению, охранников концлагеря конечно оправдают.

Между тем, по данным известной организации "Amnisty international", вышеупомянутый случай является только одним из массы подобных инцидентов, только случайно ставший достоянием широкой общественности. По данным экспертов "Amnisty international", условия содержания в большинстве лагерей для арестованных оккупационными силами иракских военнопленных и гражданских лиц являются жестокими, негуманными и унизительными. В них широко применяются бесчеловечные методы обращения с узниками и наказания, запрещенные международным правом.

В некоторых лагерях люди содержатся крайне скученно, не имеют укрытия от солнца и дождя, лишены элементарных гигиенических условий. Естественно, о таком священном для всех американцев праве, как вызов адвоката, здесь даже и речи быть не может. По данным из источников внутри Ирака, уровень смертности в "центрах содержания военнопленных и задержанных гражданских лиц" является очень высоким. Пентагон естественно отвергает все обвинения, но допустить в свои концлагеря в Ираке представителей международных организаций категорически отказывается.

Американское командование хотело бы использовать для борьбы с партизанами еще одно средство, практиковавшееся германскими войсками в годы второй мировой войны – создание вооруженных охранных формирований из числа аборигенов, которые, зная местные условия, язык и культуру, должны взять на себя основное бремя повседневной борьбы с повстанцами. В последнее время американцы открыли целый ряд вербовочных пунктов для записи в новые силовые структуры Ирака. Предпочтение при этом отдается шиитам как представителям оппозиционной бывшим суннитским властям Ирака части населения.

Правда, желающих вступить в ряды "коллаборационистов" пока не так уж много. К тому же шиитские религиозные вожди критически настроены к сформированному оккупационными силами Правящему совету Ирака и американской администрации Пола Бремера. Они призывают создать т.н. "армию Мехди" (в честь 12-го имама, в чье пришествие верят шииты) в форме шиитского народного ополчения для защиты шиитской общины Ирака. Американские власти это сильно настораживает.

Однако усилиями оккупационных властей в Багдаде уже сколочен и начал боевую подготовку первый батальон из 1000 добровольцев будущей новой иракской армии, численность которой через два года, возможно, составит около 40 тысяч человек. Однако в Пентагоне не намерены ждать так долго и, пока новые местные силы безопасности будут проходить подготовку и становление, хотят заменить американские войска в наиболее "паризаноопасных районах" войсками союзников. Этот прием тоже в свое время применялся гитлеровской Германией, которая активно бросала на борьбу с партизанами карательные части своих союзников Румынии, Венгрии и Италии.

В Вашингтоне в последнее время особые надежды связывают с Турцией. Соединенные Штаты уже официально обратились к Анкаре с просьбой направить в Ирак для "содействия в обеспечении безопасности" до 10 тысяч своих солдат. Турки, имеющие богатый опыт борьбы с курдскими партизанами, очень бы устроили Пентагон в качестве карателей и усмирителей. Но и здесь таятся немалые политические риски как для Вашингтона, так и для Анкары.

Удасться ли командованию оккупационных сил США в Ираке радикально переломить упомянутыми методами ситуацию с партизанской войной и снизить уровень своих потерь, предсказать сложно. Все зависит от того, насколько далеко будут готовы США пойти по этому пути и какова будет реакция местного населения и мировой общественности. Однако можно с уверенностью утверждать, что в свое время власти нацистской Германии, несмотря на применявшиеся крайне жестокие меры, потерпели полный и сокрушительный провал в своих попытках грубой силой подавить народное партизанское движение на оккупированных территориях.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie