logo

Хлебные крошки

Статьи

Иллюстрация: russianskz.info
Великая геополитическая игра
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Яна Шелестова

Киргизские «умы» и «души» в фокусе антироссийской информационной войны

Западные «филантропы», метающие по всему миру свои «демократические ценности», вновь на пике активности – в Киргизстане, где с крайним экзальтизмом, присущим религиозным сектам, вливают миллионы в его информационное поле. Поле, на котором пытаются взрастить ненависть к России и вытоптать двухвековую киргизско-российскую историю, являющуюся, по мнению заокеанских экспертов, той самой травинкой, делающей вкус российской пропаганды для жителей постсоветской Центральной Азии притягательным.

Щедрость, нужно признать, беспрецедентная: даже миллиардер Джордж Сорос потратил меньше на подкуп продвигавших его повестку владельцев и влиятельных сотрудников крупнейших американских медиахолдингов. Но на кону – важнейший стратегический регион, борьба за который ведется третье столетие, и самые удачные, по оценкам наших «друзей», обстоятельства – фокус внимания России смещен с государств Центральной Азии на Украину.

NEDетский контент

С началом военной спецоперации на Украине на информационную войну с Россией или, как следует из одного из релизов Госдепа США, формирование «правды, обезвреживающей одно из самых важных “дальнобойных орудий” Кремля» – «дезинформацию», коллективным Западом приведена в боевую готовность огромная паутина некоммерческих организаций, усилиями которых через информационные ресурсы различных государств англосаксонская элита насаждает свою идеологию и мировоззрение.

Согласно проекту США Integrated Country Strategy. Kyrgyz Republic («Комплексная страновая стратегия в Киргизской Республике»), утвержденному в марте 2022 года, в ближайшую пятилетку все имеющиеся в арсенале иностранных агентов ресурсы должны быть направлены на вовлечение в сферу своего влияния как можно большего числа киргизской молодежи, поощрение её медиаграмотности, а также увеличение информационного контента на киргизском языке и заполнении им информационного вакуума для той части молодежи, которая не владеет русским языком. А это порядка 80%. 

Спонсором всей этой коллаборации «правдорубов» выступает Конгресс США, вынужденный в связи с новыми обстоятельствами увеличить бюджет на текущий год по сравнению с прошлым на 18%. 0,3% этого пирога – $21 млн – через Агентство США по международному развитию (USAID) в 2023 году должен быть скормлен киргизским СМИ и НПО – продемократическим активистам, которых западные кураторы будут учить противостоять «растущей российской дезинформации».

Миссия главного питомника апологетов антироссийских идей в Киргизии возложена на международную некоммерческую организацию «Интерньюс», образованную в 1982 году в маленьком калифорнийском городке Арката группой хиппи – Дэвидом Майклом Хоффманом, Кимом Спенсером и Эвелин Мессингер, впоследствии авторитетнейшими в США журналистами. Это через 27 лет Хоффман, чьи бабушка и дедушка по материнской линии были выходцами из Российской империи, напишет исторический триллер «Мертвая рука: неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие», где поведает о планах западных держав уничтожить российскую цивилизацию. А тогда, в преддверии окончания холодной войны, «во имя всеобщей любви и мира» группа молодых американских пацифистов всего лишь решила сблизить народы двух враждующих военно-политических блоков, придумав проект «Космические мосты».

Последний представлял собой серию телемостов между простыми гражданами Советского Союза и американцами, сидевшими перед камерами в «лучших в мире» американских джинсах, демонстративно жевавших жвачку, запивавших ее Pepsi и без стеснения рассуждавших о межполовых отношениях. Задувший в СССР с залива Гумбольдта тихоокеанский ветер перемен стал ржой разъедать страну снизу.

С распадом Советского Союза «Интерньюс» стал превращаться в глобальную сетку, охватывающую сегодня более 100 стран мира. Осуществляя свою деятельность за счет грантов, 80% которых поступает из бюджета правительства США, а остальные 20% – из прочих государственных структур, организация превратилась в проводника американских интересов через СМИ, одной из главных своих задач считая подрыв авторитета России в зонах ее культурного, экономического и политического влияния.

В Киргизии «Интерньюс» – с 1998 года, однако широкую известность ему принес реализованный с 2017 по 2022 год проект «Медиа-К», в рамках которого на сумму $10,65 млн были профинансированы 12 ведущих киргизских СМИ («НТС», TV1KG, Kloop.Media, Kaktus.Media, «ПолитКлиника», «Салам Радио», «24.kg», «Говори ТВ», «Марал ТВ», «Элгезит», «Любимый ТВ») и одно НПО – «Институт медиа полиси». «Направленный на улучшение доступа граждан к разнообразной и сбалансированной информации, помогающей принимать обоснованные решения и отражать общественные интересы», в действительности проект оказался инструментом расширения западного влияния на медиасферу Киргизии путем формирования антироссийской прослойки журналистов, владеющих англосаксонскими принципами ведения информационной войны и технологиями создания фейкового контента.

В феврале текущего года часть интерньюсовских выкормышей была объединена в платформу Checkit Media, приступив к отработке вложенных в них средств – созданию собственной системы дезинформации и пропаганды, являющейся источником русофобии, ненавистнической риторики и лжи, которыми, выражаясь словами генсека ООН Антониу Гутерриша, и без того переполнены все «токсичные свалки» мировой информационной экосистемы.

Еще один «локомотив» американской повестки на постсоветском пространстве – Национальный фонд в поддержку демократии – NED, также финансируемый за счет ежегодных ассигнований Конгресса США. Созданный в 1983 году в дополнение к USAID для оказания материальной поддержки действовавших под эгидой ЦРУ антисоветских националистических сил, в 21 веке он зарекомендовал себя в качестве организатора «цветных революций» и крупного грантодателя, поддерживающего проекты, направленные на обеспечение доминирования американских интересов, в частности на создание «независимых новостных и аналитических материалов».

Согласно отчету за 2021 год, «во благо демократических целей и упрочения позиций демократических институтов» NED выделил своим киргизским друзьям $812000, львиная доля которых ($595900) досталась Kloop.Media – главному в республике рупору либеральных ценностей и защитнику прав сексуальных меньшинств. О значимости деятельности этого информационного ресурса в контексте интересов США можно судить хотя бы по тому, что средний грант NED, рассчитанный на 12 месяцев, составляет около $50000.

«Многое из того, что мы делаем сегодня, – признается основатель фонда NED Аллен Вайнштейн, – 25 лет назад делалось ЦРУ тайно. Самая большая разница в том, что, когда такие действия выполняются открыто, потенциал противодействия близок к нулю. Открытость сама по себе является защитой».

Страшнее пропаганды – его эхо

Технологии ведения информационных войн меняются, но по-прежнему колоссальными остаются их разрушительные последствия, особенно для тех, кто оказывается в этой схватке разменной монетой. И Киргизии это, как никому, известно: еще свежа в народном сознании память о событиях столетней давности, когда германо-турецкой разведке удалось всколыхнуть десять миллионов российских азиатов в попытке нанести «ослабленной» цивилизационной войной Российской империи удар по «мягкому подбрюшью» с целью создания на месте вспоротой плоти (русского Туркестана) антироссийского плацдарма.

Идея разжигания внутренних конфликтов на вражеских территориях – на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Туркестане – возникла в Министерстве иностранных дел Германии сразу после начала Первой мировой войны. В октябре 1914 года немецкий шпион барон Макс фон Оппенгейм концептуализировал ее в статье под названием «Революция в исламских владениях наших врагов», предложив в качестве меры по ослаблению противников использовать деструктивный потенциал ислама и религиозный фанатизм местного населения. В том же году он возглавил созданный при МИД Германии «Восточную службу новостей» (Nachrichtenstelle für den Orient) – подразделение, отвечавшее за пропаганду в пользу османского султана-халифа Священной войны (джихада), поддержку националистических движений в мусульманских владениях стран Антанты, планирование покушений и террористических акций, а также распространение пропагандистских листовок и брошюр на местных языках.

Кстати, именно с периодом Первой мировой войны исследователи связывают возникновение понятия «тотальной пропаганды», рассматривавшейся в качестве оружия, по силе воздействия равноценного военной силе или экономическому давлению. Анализируя механизмы ее воздействия, тогдашний руководитель немецкой военной разведки Вальтер Николаи отмечал, что «всякая пропаганда должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать. Чем к большему количеству людей обращается пропаганда, тем элементарнее должен быть ее идейный уровень». 

Массированные пропагандистские операции «Восточной службы новостей» были развернуты на двух фронтах. Первый проходил внутри Османской империи и располагал 70 так называемыми «Новостными залами» (Nachrichtensälen), где размещались экспозиции газет, брошюр и фотографий (для безграмотной публики). Их цель состояла в том, чтобы убедить османское население в силе и превосходстве центральных держав над Антантой и укрепить османско-германский союз, устранив симпатии в пользу врагов. За пределами Порты пропаганда, включавшая вербовку путем подкупа вождей племен и демагогическую агитацию, должна была содействовать организации беспорядков и установлению во вражеском тылу новых правительств, дружественных странам Четверного союза. Средняя Азия, вплоть до Октябрьской революции зажатая в тисках религиозного невежества, представлялась превосходным экспериментальным полигоном для ведения локальных информационных боев.

Решение сосредоточиться на подготовке бунта в тылу Российской империи – в Туркестанском крае – Германия приняла весной 1916 года после провала миссии Нидермайера – Хентига, рассчитывавшей, прибегнув к взрывоопасному потенциалу населявших «нейтральный» Афганистан и «независимую» полосу индо-афганской границы пуштунских племен, нанести удар по Британии. В качестве плацдарма была избрана территория Синьцзяна. Возглавил миссию немецкий дипломат и разведчик Вернер Отто фон Хентиг.

О начале подготовки спецслужбами Четверного союза на территории Средней Азии восстания стало известно задолго до оглашения высочайшего повеления Николая II о принудительном наборе в Туркестане тыловых рабочих. Об этом свидетельствовала секретная телеграмма посланника в Пекине В.Н. Крупенского от 9 марта 1916 года. «По секретным сведениям, – говорилось в ней, – немцами отправлена экспедиция для враждебной нам деятельности в Туркестане и поднятия против нас и англичан местного мусульманского населения. В составе его по слухам входит несколько немцев, из них один офицер, один врач, четыре афганца, снабженные немецкими паспортами, и несколько турецких подданных... Германская миссия выдала им мандат. Маршрут экспедиции – Хотан, Ганьсу, Синьцзян и, в частности, Кашгар. По дороге она получит оружие для раздачи».

В Кашгаре возмутители порядка наладили тесную связь со шведской миссией, что подтверждалось отрывком из письма российского генерального консула в Кашгаре от 18 июля 1916 года, адресованного туркестанскому генерал-губернатору: «Деятельность шведских миссионеров в Кашгарии отнюдь не соответствует нашим здесь интересам… Установлен факт оказания со стороны шведских миссионеров содействия немецким офицерам (при пересылке их корреспонденции), бежавшим из Персии в Афганистан и прибывшим ныне оттуда в пределы Кашгарии».

Однако четким планом действия германо-турецкая миссия не располагала: выполнялась рутинная работа по созданию сети агитаторов, провокаторов и распространению «информационных фейков». Один из них состоял в обещании туркестанским мусульманам защиты и покровительства германского императора Вильгельма II – откровенного исламофоба, накануне Первой мировой войны всячески избегавшего контактов с мусульманскими официальными лицами. Отказавшись однажды от встречи с посетившим Европу персидским шахом, самовлюбленный германский монарх воскликнул: «Тут! Какая гадость!»

Тем не менее вброс быстро достиг своей цели. «Мусульмане смотрят на Германию как на свою освободительницу, и весь интерес войны сосредоточен на ней, потому что знают, если победит Германия, то Турции и всем другим мусульманским государствам будет хорошо, – гласило одно из агентурных донесений. – Имя Вильгельм известно даже самым темным и захудалым беднякам; все мусульмане на него молятся, потому что среди них кто-то вселил убеждения, что Вильгельм всю эту войну начал из-за мусульман, которых он хочет слить в одно могущественное государство».

Еще одним нарративом служили «дурные вести с фронта», подрывавшие в глазах жителей края престиж царской армии и вселявшие в их сердца надежду на скорое появление в Туркестане в роли освободителей единоверцев-турок. Способы распространения немецко-турецкой дезинформации не отличались оригинальностью. Ими, как правило, служили личные беседы в застенках мечетей и медресе и завезенные контрабандой листовки, пропагандистская ценность которых, однако, была почти бесполезной ввиду низкого уровня грамотности населения. Главными средствами агитации являлись золото, деньги и оружие. Иного, как выяснилось позже, и не требовалось. 

Незадолго до Среднеазиатского восстания Вернер Отто фон Хентиг был взят под стражу китайскими властями и вскоре выдворен из страны. Внешняя разведка Германии была вынуждена констатировать: «Операция провалена». Каково же было её удивление, когда к началу августа 1916 года вспыхнувшее в городе Ходженте Среднеазиатское восстание охватило весь Русский Туркестан.

В телеграмме военному министру Д.С. Шувалову генерал-губернатор Туркестанского края А.Н. Куропаткин докладывал: «…во время великой войны киргизское население подготовлялось [к] восстанию германскими офицерами, проникшими [в] Афганистан и Кашгар. Влияние фанатично настроенных мулл, живущих среди киргизов, тоже несомненно. Преувеличенные слухи [о] победах наших врагов и слабость военной охраны в Семиречье обещали вожакам возможность легкой победы; обезоружение [в] прошлом году русского населения Семиречья [с] целью отправить 7500 берданок [в] армию давало надежду киргизам быстро свести кровавые счеты [с] пришельцами, севшими [на] их земли. Надежды эти частью оправдались».

Таковой оказалась сила запущенной небольшой горсткой иностранцев пропаганды и дезинформации, приведших к трагедии не их народ.

***

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Примеряя слова немецкого философа Гегеля к сложившейся в Центральной Азии сегодняшней ситуации, остается лишь надеяться на торжество правды и благоразумия. Ведь если верить знавшему в пропаганде толк Геббельсу, худший ее враг – интеллектуализм.

Ритм Евразии

Подписывайтесь на RUSSKIE.ORG в Telegram!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie