Настоятель собора Андрея Первозванного
крестил детей поэта Евтушенко и венчал оного с рабой божей Марией
Американский город Филадельфия хорошо известен всему миру. Не только тем, что там играет хоккейная команда "Филадельфия Флайерс", но и тем, что это первая столица Соединенных Штатов и родина гениального Эдгара По. А еще Филадельфия – единственный город в Америке, где существуют два прихода Московской патриархии (всего в США их 36). Один из этих приходов – просто уникальный. Это храм Андрея Первозванного, построенный в 1902 году на средства моряков крейсера "Варяг". О существовании этого храма знают немногие, а вот в Филадельфии любят Россию и тянутся к ней всей душой, храня память о героическом крейсере русского флота и его моряках.С настоятелем храма Святого Андрея Первозванного протоиереем Марком (Шинном) мы познакомились случайно, через русских эмигрантов. Судьба этого человека необычна. Американец, он самостоятельно пришел к православию, прекрасно говорит и пишет по-русски, хорошо знает русские культуру и историю. Но, что самое удивительное, – он искренний патриот России! Естественно, что, узнав о нем, мы не могли не связаться с отцом Марком, чтобы задать интересующие нас вопросы.
– Расскажите о себе. Как вы, американец, стали православным?
– Мой отец – протестант, его предки приехали в Америку из Англии в 1622 году. Мама – бельгийка, католичка. Однако родители не относились к людям воцерковленным, отчего я в детстве даже не был крещен. Но отчего-то именно в детстве во мне возникла потребность в Боге. Откуда появилась эта тяга, не знаю. Помню, какое-то время с родителями я жил в Стокгольме и однажды на уроке рисования нарисовал небо, дом, два глаза, улыбку и подписал: "Улыбка Божья". Когда стал зрелым человеком, передо мной встал вопрос выбора веры. Я обошел многие храмы: протестантские, католические, иудейские. И сознательно сделал свой выбор в пользу православия.
– Какая у вас семья?
– Когда мне исполнилось 18 лет, я поступил в духовную семинарию. Тридцать лет назад в Чикаго принял священнический сан, там же познакомился со своей супругой. В то время она готовилась к защите докторской степени по французской литературе. Сейчас она читает и поет на левом клиросе в моем храме. У нас пятеро детей: два сына и три дочери. Все дети говорят по-русски. Старший сын, Андрей, недавно получил степень магистра по теме: "Сравнительная политика". Его как политолога интересует сравнительная политика во взаимоотношениях православных государств, большинство из которых посткоммунистические, за исключением Греции. Вопросы, затронутые им в диссертации: есть ли общее мировоззрение у православных народов, насколько это мировоззрение может сплотить культурные, торговые и государственные сферы православных государств?
– И какой ответ на этот вопрос?
– У православных есть много общего. Я думаю, Запад этого еще полностью не осознает. Когда Америка в пасхальные дни бомбила Сербию, многие православные христиане по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах, называвшие себя американцами на сто процентов, впервые начали открыто осуждать мировое зло.
– Растет ли число православных в США?
– Да. Например, наш приход растет и очень быстро. В первую очередь, за счет эмиграции. Не забывают нас и коренные эмигранты. Есть даже официальная статистика, заявляющая, что православие – самая быстроразвивающаяся вера в стране. Правда, насчет этого у меня есть сомнения. Но я уверен: число православных верующих в Америке заметно увеличивается. Православие никогда не станет главенствующей религией в Америке, потому что дух Америки чисто протестантский, но все религиозные конфессии, существующие в Америке, кое-что воспринимают от протестантизма. Это неизбежно. Америка – страна веротерпимости. И это случилось благодаря тому, что основатели страны в большинстве своем прибыли на континент в поисках свободы веры. Мои предки приплыли сюда тоже по этой причине, так как они были квакерами, а квакеров в средневековой Англии преследовали.
– Что вы можете сказать об американском менталитете?
– Американцы считают, что весь мир должен учиться у них, подражать им, заимствовать их образ жизни. Они не понимают того, что феномен Америки – результат многолетней истории. Не видят американцы, что перенимать их образ жизни захочет не каждый. В любой другой стране свои многовековые ценности – как исторические, так и культурные. В мусульманских странах, например, свобода веры наказуема. В странах, где православная церковь имеет ведущее значение среди других конфессий, отношение к Америке, мягко говоря, не самое теплое. Хотя здесь иногда встречаются казусы. Однажды, еще во времена холодной войны, я встретился в Америке с делегацией молодых юристов из Советского Союза. Разговор зашел о вере. Они говорят: "Да, да, мы атеисты. Но мы православные атеисты".
– Во Владивостоке, где похоронены моряки крейсера "Варяг", очень интересует судьба вашего храма...
– В 1897 году приход основала небольшая группа эмигрантов, среди которых были греки, русские, малороссы. Миссионер – священник из Нью-Йорка Александр Хотовицкий стал первым настоятелем (жизнь он закончил мученически – в 1915 году вернулся в Россию, а в 1937-м отца Александра расстреляли). 8 мая 1897 года отец Александр отслужил первую литургию в храме, названном в честь святого апостола Андрея Первозванного. Сначала он находился в обычном доме, а затем был построен настоящий храм. Его строили моряки знаменитого крейсера "Варяг". Дело в том, что сам "Варяг" создавался на верфях Филадельфии и сошел на воду реки Делавэр в 1902 году. Он был освящен отцом Александром. Моряки участвовали в жизни прихода два года. В память о героях при храме создан музей, где собраны старинные фотографии, макеты крейсера и личные вещи моряков.
В 1917 году храм на короткое время оказался под замком. До революции Американская епархия получала на содержание приходов деньги из России. После прекращения всех финансовых подпиток в 1917 году наш храм был продан на аукционе. Спасла его прихожанка Мария Дунец, сумевшая выкупить святыню. Она передала храм православному приходу за 1 доллар, хотя на самом деле он стоил несколько сотен тысяч долларов.
– На чьи деньги существует и обновляется храм сегодня?
– Все православные храмы в Америке полностью содержатся на добровольные пожертвования прихожан. В свою очередь мы тоже помогаем им. Люди нуждаются, особенно в первые годы за границей, в жилье, работе. Я навещаю православных заключенных в тюрьмах. Церковь призвана помогать людям.
– Отец Марк, не заезжали к вам какие-нибудь знаменитые эмигранты из России?
– Мне как-то позвонил Евгений Евтушенко с просьбой окрестить его детей.
– Вы были с ним знакомы?
– До этого нет, но стихи его я читал. У меня сложилось очень хорошее впечатление о его поэзии. Этот человек любит людей, искренно ими интересуется. Он приехал в храм со своей супругой Машей. Они обвенчались у нас сразу после крещения детей. Евгений Александрович подарил мне книги. А однажды на богослужении у нас был Андрей Вознесенский. Я еще до литургии узнал, что в храме известный поэт. Потом он написал белые стихи, посвященные храму, – "Пять капель неба".
– Вы когда-нибудь бывали в России?
– Несколько раз. В Москве, в Калужской епархии – Шамордино, Оптиной пустыни, Малоярославце, Боровском монастыре. В первый раз я сподобился приехать в Россию в 1986 году, потом был в 1997-м. Перемен, конечно, столько! Потрясающих перемен.