logo

Хлебные крошки

Статьи

Евгений Кушнарев
Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Сергей Сокуров

Особенности украинской национальной охоты

На смерть Евгения Кушнарева

Как-то услышал я остроту, мол, Украина – уникальнейшая страна, в которой самоубийцы (из госслужащих высокого ранга) стреляются дважды: сначала себе в голову, второй выстрел – в то же место, контрольный, для верности.

Раз уж помянуто огнестрельное оружие, позволю себе, как литератору, заложнику воображения, трагический случай на охоте в окрестностях г. Изюма, отнести также к случаю уникальному. Конечно, не впервой стрелку становиться жертвой соучастника огнестрельной забавы (и в моём роду такой случай был), но, согласитесь, когда гибнет от шального (удовлетворимся пока предварительной официальной версией) заряда один из природных лидеров доброй половины 50-миллионного народа, один из властителей её дум, надежда русского – по языку, мироощущению, национальным традициям, исторической памяти – востока второй по геополитической значимости страны постсоветского пространства, тогда подозрения охватывают, как стихия; ни одна из версий не кажется невозможной…

Говорят разное о гибели видного деятеля Партии Регионов. Первое, якобы автомобиль, в котором ехали охотники, попал в ухабину, и ружье, не поставленное на предохранитель, выстрелило. Говорят также, что охотники, увидев волка, вышли из машины и стали его преследовать, и в неразберихе произошел трагический выстрел. В обеих этих сценариях речь идет о случайности. По третьему, охота шла вовсю, Кушнарев находился в засаде, и по ней был произведен выстрел. В этом случае необходимо тщательно разобраться, просто случайность ли это или «случайность» другой категории…

В руководящем ядре политических однодумцев искренней дружбы не бывает, вернее, это редкое явление; есть взаимозависимость по общности интересов, сплочённость отряда, пробивающегося к цели. С ослаблением внешней опасности здесь доминировать начинает соперничество между отдельными лидерами, нередко переходящее во вражду, старательно скрываемую, но ведь уши торчат. Бывают, между вождём и лидерами первого ряда – дистанция огромного размера, тогда вторым выгодно и безопасно поддерживать культ первого, радеть о прочности святого места, а водворённый на пьедестал может снисходительно, отечески одаривать соратников самыми престижными наградами. Однако, если «второе лицо» дышит в затылок вождя, или, что хуже обоим, идёт ноздря к ноздре, вот-вот обойдёт (например, в глазах определяющей массы избирателей покажется будущим президентом), единомышленнику-сопернику в лучшем случае уготован громкозвучный ранг, вроде «спикера» политической организации, в худшем… В худшем не может быть ничего хорошего.

Что тогда говорить об идеологических оппонентах! И не буду много говорить, с ними всё ясно: идеологический оппонет, вынужденный уступить место у заветного пирога сильному, неодолимому сопернику, готов того не то, что изрешетить картечью, а стереть с лица земли, больше – из памяти людей. Так что человек неординарный, победитель, всегда одинок, значит открыт, незащищён со всех сторон. Это в общем… Что до Кушнарёва, «Оранжевую» революцию он не принял и на президентских выборах поддержал кандидатуру Виктора Януковича. На съезде в Северодонецке его выступление было одним из самых резких. После этого он автоматически стал не приемлемой для сторонников Ющенко фигурой. От него пытались избавиться. Попытка покушения в марте 2006 года на памяти у многих. Но она заслонила август 2005 г, когда Кушнарёв находится на стационарном лечении в одной из больниц Харькова. Его вызвали в Киев, якобы для дачи показаний по делу о т.н. «сепаратизме» и задержали по делу о «злоупотреблениях в Харьковском метро». В знак протеста против произвола он объявил голодовку. На Востоке Украины поднялась волна возмущений. Особенно активно протестовали Харьковчане. Власти вынуждены его освободить. Освободили, но капканы оставили открытыми. И, надо полагать курки взведёнными.

Евгений Кушнарёв вскоре после трагической для него охоты на крупного зверя мог бы отметить своё 56-летие. Не довелось, несколько дней не хватило. Теперь у могилы на центральной аллее 2-го городского кладбища Харькова, после 19 января, постояв среди пришедших поклониться дорогому праху и прибежавших с плевком во рту, и случайных равнодушных прохожих, можно будет услышать много доброго, справедливого, окрашенного в синий цвет чистого неба и злого, надуманного, в оранжевых тонах пожирающего пламени.

Единомышленники и некоторые недоброжелатели, попавшие под интеллектуальное влияние председателя Харьковского городского совета, народного депутата Верховной Рады Украины от Партии Регионов, признавали его политиком мирового масштаба, выдающейся личностью, незаменимым регионалом(!), создателем силой ораторского искусства общественного мнения. Наиболее яркий его посмертный портрет принадлежит, на мой взгляд, быстрому, нервному от личной утраты перу харьковского журналиста Константина Долгова: «История всегда находит людей, способных изменить ход, казалось бы, неотвратимых событий. Смутной осенью 2004-го в Украине таким человеком стал Евгений Петрович Кушнарев. Здравомыслящая часть общества замерла в ожидании Героя. И он не замедлил появиться. Час Кушнарева пробил после скандального второго тура президентских выборов, когда уже появилось чувство, что «оранжевые» вот-вот дожмут национальную элиту в угоду западным неолибералам. Массовый психоз овладел тогда всеми. Не только на правом берегу Днепра, но и в Донецке, Харькове, Крыму… всюду происходила беспрецедентная сдача государственных интересов. Десятки, сотни перекрасившихся политиков, чиновников, бизнесменов. Так было, хотя об этом сейчас кое-кому и неловко вспоминать. Однако же, не все армии сдаются после того, как с поля боя бежали, спасая свою шкуру, трусливые маршалы и генералы. Не в Киеве и даже не в Донецке (!), а в ставшем за годы независимости провинцией Харькове нашелся человек, инициировавший движение сопротивления. С самого начала путча губернатор Харьковщины занял непримиримую позицию по отношению к путчистам и не изменил ее, можно уже констатировать, до самой смерти».

Что сюда добавить!? Вступив в Партию Регионов, Евгений Кушнарёв очень быстро стал одним из ее лидеров, а во время выборов в парламент возглавил избирательный штаб. После выборов он стал одним из лидеров фракции регионалов в парламенте. Ему доверяли самые ответственные выступления, он принимал участие во многих телевизионных диспутах с национал-радикалами. Практически он стал вторым по влиянию человеком в партии.

Недругам (иначе сейчас не называю, буду сдержан у гроба) Евгений Кушнарёв успел ответь сам в одном из интервью, когда его словесно били по самому больному месту, называя «гавным сепаратистом» страны: «Нас как только не называют… Но ничего, я думаю, что все эти эпитеты, как шелуха, уже поотлетали, поскольку на самом деле все прекрасно знают, что никто не собирался ничего ни от кого отделять. Я считаю, что недопустимо проводить какие-либо параллели между Молдовой, Приднестровьем, непризнанной, но все-таки республикой с какими-то элементами внутреннего управления, и целостной унитарной Украиной. Мы не являемся какой-то отдельной частью Украины. Мы — плоть от плоти Украины, ее составляющая часть. И мы никогда в жизни не позволим себе вести какие-то переговоры от имени какой-то части Украины. Это исключено. Там, где мы можем способствовать реализации интересов Украины — будь то в Европарламенте или в Государственной думе России, — мы как мощная партия будем эти возможности использовать… Для нас путь каких-либо сепаратных переговоров исключен. Хотя по линии межпартийных связей — вот я был на прошлой неделе в Москве, встречался с представителями фракции «Единая Россия» — мы будем интенсифицировать наши отношения. Независимо от того, будем ли мы в большинстве или в оппозиции, мы намерены расширять наше сотрудничество с «Единой Россией»…»

И я постою у свежей могилы. Мысленно. Не будем двуличными, не станем уверять себя и кого-либо, что выбор сегодняшней Украины, каков бы он ни был, в какой бы «вектор» не вылился, для нас – желание народа братской страны, а значит, мы должны воспринимать его как Высшую Волю. В беспощадной тысячелетней войне цивилизаций (почитайте-ка «Россия и русские в мировой истории» Н. Нарочницкой) для сторонников общерусского единства, не потерявших исторической памяти, жизненно важно, куда поведут яркораскрашенные вожди «молодой демократии» вековую, верную спутницу России, окажется ли она и впредь с нами или за новым «Траяновым валом».

Без Евгения Кушнарёва вероятность общего дома восточных славян уменьшилась. Ослабла и надежда, что русский язык будет звучать к югу от хутора Михайловского не из милости «титульных хозяев», а как природная речь миллионов, наделённая всеми правами одного из коренных языков многоязыкой страны. С уходом Евгения Кушнарёва на Украине стало меньше на одного (но какого «одного»!) Трибуна (с «большой буквы»!), меньше на одного из отвергающих путь «компромиссов», сродни предательству, и безоговорочного предательства (Юлия Тимошенко, голосующая согласно с ПР! Чем компенсация?); но, таким образом, усилилась рать капитулянтов. Куда вильнёт Партия Регионов без своего странного «Спикера», который один только и умел создать «Анти-майдан» во дни казалось бы краха, созвать в считанные часы представительный форум, убедить растерянных единомышленников в необходимости стоять стеной и побеждать, а рано торжествующих противников – привести в чувство? Сегодня, по словам приближенных, премьер был просто убит горем. Как говорят многие обозреватели, теперь от имени партии просто некому говорить. И хотя это в известной мере преувеличение, но все же проблемы у регионалов в плане нахождения нового «главного оратора» несомненны. Но гораздо важнее другое: сейчас регионалы переживают трудное время. Непопулярные меры в экономике, которые они вынуждены проводить после полуторалетнего правления «оранжевых» уменьшили их рейтинг. В этой ситуации для них крайне важно преодолеть имидж партии «донецкого» района. Здесь Евгений Кушнарев был действительно незаменим. Каким авторитетом он пользовался в «бывшей» столице Украины! Именно он должен был возглавить продвижение партии в другие регионы федеративной по сути страны. И если ораторы рано или поздно найдутся, то человека, подобного Кушнареву, для работы в других регионах не видно. Важно еще и то, что Кушнарев был самым последовательным сторонником союза с Россией.

Особенности украинской национальной охоты таковы, что санитарная чистка территории от опасных хищников приводит к потерям среди лучших стрелков. Но это я так, литературное отступление…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie