logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Николай Митяев

Шпионские страсти по-грузински

Уроки недавнего антироссийского скандала

Минувшее лето прошло в Грузии под знаком яркого шпионского скандала, вошедшего в историю как «дело фотографов». Замешанными в нём оказались личный фотограф президента Грузии Ираклий Геденидзе и его супруга Натия, фоторепортер Зураб Курцикидзе и фотограф Гиорги Абдаладзе, который работал в издании «Алиа Холдинг», сотрудничал по контракту с МИД Грузии и был стрингером Associated Press. Министр внутренних дел страны Вано Мерабишвили заявил тогда на встрече с журналистами: «Я уверен, что вы увидите, насколько серьезно это дело и насколько прочны доказательства. Я уверен, что после судебного процесса ни один вопрос не останется без ответа». По утверждению грузинских властей, фотографы, задержанные 7 июля по обвинению в сотрудничестве с ГРУ Генштаба Минобороны РФ, занимались прямым шпионажем в пользу России.

 В поддержку своих коллег, ряд грузинских информационных агентств вместо фото опубликовал тогда слово «протест». Акция проводилась по инициативе Ассоциации прессы Грузии, которая распространила соответствующее обращение, адресованное дипломатическому корпусу, аккредитованному в Грузии, правительству страны и международным объединениям СМИ. Обращение подписали более 40 грузинских СМИ. В заявлении отмечалось, что эти организации воспринимают данное дело «как месть и преследование за освещение правды». «Прекратите преследовать журналистов за их профессиональную деятельность», - говорилось там. Авторы призывали международное сообщество не ослаблять внимания к данному делу, а от властей страны требовали освободить фотографов и обнародовать все материалы дела. Журналисты, эксперты, политики горячо обсуждали, что же могло стать причиной этого громкого задержания.

 Для общества не оказались убедительными даже первые признающие вину показания, которые дали Ираклий Геденидзе и Натия Геденидзе уже на второй день после заключения их под стражу. Грузинские власти усиленно нагнетали информационный туман, призванный скрыть истинные подоплеки русофобского шпионского скандала. На этом неясном фоне и возникли весьма обоснованные предположения, объясняющие истинную причину этого тёмного дела.

 Первое было связано с разгоном антиправительственных выступлений 26 мая. Самые ценные снимки в ту ночь сделал именно Ираклий Геденидзе, а затем с помощью Зураба Курцикидзе передал их Европейскому пресс-фотоагенству. Ночью 26 мая также снимали Г.Абдаладзе и З.Курцикидзе. Г.Абдаладзе отметил, что 28-29 мая с ним связались из государственной охраны и попросили принести эти фотографии. «Я не отнесся к этому вопросу серьезно и ответил им, что стер снимки», - вспоминает он. -- «Наверно, тогда я должен был понять, что дело с этими фотографиями так просто не закончится».

 Второе предположение связано с появившейся в грузинских таблоидах некоей пикантной историей, которая, произошла с президентом Грузии в Батуми. Журналист Лали Морошкина говорила еще в первый день задержания фоторепортеров, что Натия и Ираклий Геденидзе сняли нечто такое, что не должно стать известным обществу.

 Третье предположение связано с законодательным изменением (регистрация религиозных меньшинств как юридических лиц публичного права), которое было принято парламентом Грузии в кратчайшие сроки, несмотря на призыв грузинской церкви продлить дебаты. Появилось мнение, что эти скандальные задержания стали необходимы для того, чтобы отвлечь внимание от протеста, вызванного данным изменением. Шествия, которые провели православные в знак протеста против принятия законопроекта в таком виде, национальные СМИ скрыли от общества.

 Страх со стороны властей часто фигурирует в предположениях касательно задержания фоторепортеров. Что бы ни стояло за этим делом, грузинские власти говорят, что могут задержать любого; власти предупреждают, что могут использовать для дискредитации независимого журналиста его связи с международными медиа; власти наглядно показывают, что будет с тем, кто осмелится их критиковать - эти соображения прозвучали из уст многих экспертов в те дни.

 Имела место и международная поддержка задержанных, которая оказала большое влияние на ход судебного процесса. Государственный департамент США подчеркнул необходимость прозрачности следствия, того же требовали все международные медиа-организации, данную тему с большим интересом освещали ведущие мировые средства массовой информации - одним словом, обстоятельства показали, что дело касалось не заключения под стражу государственных чиновников, что постоянно подчеркивало следствие, а борьбы второй и четвертой властей.

Открытый судебный процесс, который власти обещали обществу, не состоялся. С задержанными было оформлено процессуальное соглашение, и они, получив условное наказание, без уплаты определенной суммы (что довольно странно для процессуального соглашения) были освобождены из зала суда. Кто победил? И можно ли в данной ситуации считать кого-либо победителем? Можно ли было добиться большего, если бы СМИ были полностью солидарны? Результат, действительно, мог быть более светлым, если бы та часть грузинских СМИ, которая безапелляционно принимала и распространяла версию следствия, задавала вопросы, которые просил задать в своих комментариях находившийся тогда в Грузии главный редактор «Эха Москвы» Александр Бенедиктов. «Возможно, они действительно шпионы, но, исходя из того, что представил официоз, многое остается непонятным. Я полагаю, что наши коллеги вместо транслирования заявлений МВД должны были ставить вопросы, в этом и состоит наша работа», - отметил он.

 О закулисных играх вокруг грязного «дела фотографов» стало известно уже в августе, когда информационный портал copoka.net опубликовал скрытые записи тайных телефонных переговоров грузинского министра внутренних дел Вано Мерабишвили с лицами, непосредственно причастными к фабрикации обвинительных материалов и т.н. «доказательств» вины обвиняемых. Вот, например, такой разговор министра с руководителем аналитического департамента МВД Грузии Ш.Утиашвили:

Мерабишвили: Возьмите эти документы. Я тебе еще раз говорю, гриф «секретно» снимать не нужно. Отсканируйте их. И красиво, аккуратно наложите черноту.
Утиашвили: Да.
Мерабишвили: Только постарайтесь, чтобы чёрного как-нибудь было наложено максимально мало, чтобы побольше было интриги. Понял?
Утиашвили: Да.
Мерабишвили: Не надо чтобы полностью все зачернено было. Понял?
Утиашвили: Да, все зачернено не будет. Но половина будет.
Мерабишвили: Но только чтобы вот так было. Там же кое-какие слова написаны? Имя и фамилия написаны? Их оставь, понял?
Утиашвили: Да.
Мерабишвили: Несколько там каких-нибудь фраз. Во-первых, если эти документы переданы, то они являются секретными.

 Увы, но как это нередко бывает, лихорадочная работа по разработке и осуществлению шпионского антироссийского скандала привела к малоубедительному результату. Сначала ведомство Вано Мерабишвили обнародовало записи телефонных переговоров между фотографами, в которых речь идет об открытии банковских счетов для переводов из Франкфурта. Однако представители фотоагентства ЕРА тут же заявили, что счета открывались по их просьбе для перевода гонораров за фотографии. Затем появилось «видеопризнание» Гиорги Абдаладзе, но присутствовавший при допросе адвокат заявил о монтаже, выяснилось, что фотограф «работал шпионом» на несуществующую на тот момент организацию, а снимки, которые во время войны 2008-го он делал якобы по заданию российской разведки, ему заказало американское агентство. Прокуратура Грузии опубликовала распечатки телефонных звонков, согласно которым З.Курцикидзе якобы звонил на мобильники офицерам ГРУ А.Синицыну и С.Окрокову. Журналисты тут же проверили указанные номера, и оказалось, что они принадлежат обычным гражданам, которые никакого отношения к данному делу не имеют. Каждая порция подобных «доказательств» вызывала новые акции протеста, причем уже не только в Грузии. Очевидно поэтому грузинские спецслужбы, понимая, что «шпионское дело» шито гнилыми нитками, сочли за благо решить всё тихо, по­семейному. На сцену явилась «Царица доказательств» - ПРИЗНАНИЕ ОБВИНЯЕМЫХ!

 Почему же репортеры пошли на это? Отбросим нелепую версию о том, что они действительно шпионы! Никто и никогда не выпускает на волю профессионального и опасного разведчика, который сумел пробраться в окружение первого лица государства.

 Отметим, что  «дело фотографов» раскололо грузинское общество: одни полагают, что российские агенты внедрились в окружение Саакашвили, другие считают, что правительство, предъявляя претензии России, ошельмовало безвинных. В одном из своих интервью Г.Абдаладзе на вопрос, предал ли он Грузию, ответил: «Главное, что я вам могу сказать, это то, что я очень люблю мою родину, и я совершил много поступков, которые это доказывают. Что до обвинений, то на суде я все это уже сказал и не хочу повторяться». По поводу же 15 дней, проведенных под стражей, «российский шпион» замечает: «Я видел вещи, которых никогда раньше не видел. То, чего не мог и вообразить себе. В таком состоянии я не находился даже после войны. Правда, после войны я испытывал гнев. А теперь даже гнева не испытываю».

 Итак, скандальное «дело фотографов» завершилось неожиданно для всех: уже через две недели после ареста всех четверых обвиняемых в шпионаже фоторепортеров освободили из-под стражи. Подследственные дали признательные показания и заключили процессуальное соглашение, после чего тбилисский городской суд признал их виновными и назначил условное наказание без рассмотрения дела по существу. Фотокорреспондента ЕРА Зураба Курцикидзе суд приговорил к трем годам условно, сотрудника холдинга «Алиа», работавшего по контракту с МИДом, Георгия Абдаладзе и «личника» Саакашвили Ираклия Геденидзе ­ к четырем, а супругу Геденидзе Натию - к полутора годам условного срока. Пикантная деталь: если фотографы заявят, что процессуальные соглашения были заключены под давлением и обжалуют решение суда (у них есть на это 15 дней), то вновь окажутся за решеткой. Иными словами: или признаешь себя шпионом, или тюрьма. Выбор отменный…

 Четыре грузинских журналиста на сегодняшний день известны как «русские шпионы».  Грузинское следствие в подтверждение их вины предоставило только их собственные признания, что в цивилизованном мире никак не считается серьезным доказательством. Прослеживается, кстати, несомненное сходство со «сталинскими процессами», когда личное признание обвиняемого, становилось главным аргументом при его осуждении.  При таких исторических аналогиях мы можем быть уверены, что маховик репрессий со стороны режима М.Саакашвили будет в дальнейшем раскручиваться, и в недалёком будущем немало инакомыслящих в Грузии станут «российскими», или «бразильскими шпионами» и соответственно – «врагами народа»! Технология уже отработана. Есть серьёзные основания утверждать, что уже в ближайшее время она будет использована в очередной раз для очередного антироссийского шоу.

 Грузия всегда славилась своим прекрасным виноделием. Это национальная гордость трудолюбивого и радушного грузинского народа. У «вина», на скорую руку замешанного «чекистами» Саакашвили, скверный запах и тошнотворное послевкусие.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie