Заглядывая за русский горизонт событий
Портал RUSSKIE.ORG продолжает публикацию материалов чтений «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению», посвященных памяти писателя, поэта, публициста, общественного деятеля, долгие годы бессменного шеф-редактора нашего информационного ресурса Валерия Ивановича Мошева (22.01.1960 - 02.10.2014), трагически ушедшего из жизни 10 лет назад. Предлагаем вашему вниманию текст выступления зампредседателя Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь, председателя движения СОЮЗ Сергея Сергеевича Луща.
Валерий Иванович стал человеком, сыгравшим в моей судьбе огромную роль. В 2012 году он впервые приехал на наш молодежный форум «Русь молодая». Тогда такого обилия программ молодежных, объединявших русскую молодежь по убеждениям, не было. И мы тоже делали свои первые шаги.
Наше знакомство состоялось, наверное, году в 2011, когда появилась такая инициатива как «Русский интернационал». Тогда для меня этот вопрос был дискуссионный, и в наших организациях соотечественников в Республике Беларусь был большой конфликт. Я стал частью этого конфликта, причем с разными последствиями. Мы тогда регистрировали молодежную организацию и было непросто. Но касательно самой формулировки должен же был кто-то высказать экспертное мнение.
Тогда я совершенно случайным образом нашел статью Валерия Ивановича на сайте Института Русского зарубежья о том, что «такой интернационал нам не нужен». Понятно, откуда ветер дует, и что это очередная попытка фальсификации русского международного движения на этапе подъема, попытка заложить ложные ориентиры и смыслы. Я нашел контакты, созвонился с Валерием Ивановичем, после этого пригласил к нам в Минск. Так состоялось наше знакомство.
Была у меня возможность познакомиться и с литературным творчеством Валерия Ивановича. Его роман «Виновны в защите Родины или РУССКИЙ» на меня произвел очень сильное впечатление. Валерий Иванович подарил мне свой редакторский экземпляр книги с личными правками карандашом. Это одна из главных книг, сыгравших огромную роль в моем самоопределении, самосознании, хотя я и всегда был частью русского движения, по своей общественной деятельности.
Сергей Юрьевич говорил о том, что мы встречались в Херсонесе в 2012 году. Это была большая конференция, посвященная русской государственности и ее истокам. Валерий Иванович во многом был провидец, многие процессы видел. Не только в своих публикациях, но и как он ощущал, чувствовал. Уже тогда он сказал, что будет конфликт на Украине, что «порох сухой», и такое количество мужичков, буйных казаков, сконцентрировано в одном месте, что это неизбежно приведет к какому-то разрешению. Так и произошло через несколько лет.
Валерий Иванович во многом подвел меня и к осмыслению фундаментальных вопросов. В частности, того, что Россия — это цивилизация, это гораздо больше, чем нам кажется, она выходит за рамки этнического понятия.
Беззаветная убежденность и вера Валерия Ивановича в будущее единство, его мысли и видение будущего, которое выкристаллизовывается из его работ – все это нужно нести на гораздо более широкую аудиторию.
Так уж получилось, что Валерий Иванович и формирующееся русское сообщество тогда опережало свое время. Даже сейчас мы говорим о вещах, которые не сбудутся завтра, но произойдут в горизонте событий десять-пятнадцать лет.
Будущее русской цивилизации, русского народа, в широком понимании с Белоруссией и Украиной, когда перестанет существовать нынешняя террористическая организация «Украина», когда произойдет реинтеграция этих территорий – это все станет большой частью органичного русского пространства, его ядром.
Станислав Викторович прекрасно выступил и сказал глубинную вещь, что никогда русские за пределами своего пространства не образуют диаспор и не будут интегрироваться в другие общества. Нам это чуждо. У нас есть своя культура взаимоотношений, традиций. Культура в широком смысле слова – это всеобъемлющее понятие методов, способов социального, политического взаимодействия, способов управления. И вот этот наш культурный код – он или есть, или размывается, и сам человек растворяется. Это мы видим, в общем-то, на протяжении последних двадцати лет,
С началом Специальной военной операции за пределы страны выехало достаточно большое количество молодых и пассионарных людей, но они не образуют устойчивых сообществ. Они или пытаются принять чужие правила и растворяются там, или же возвращаются домой. Поэтому позитивным я считаю переосмысление программы репатриации.
Очень много людей за пределами России и большой Евразии сегодня смотрят на наш опыт. Эти голоса звучат все сильнее. Очень много будет и экспатов. Готовятся изменения в российском законодательстве касательно интеграции иностранцев, которые готовы будут принять Русский мир, русскую культуру, адаптироваться к нашим условиям жизни, поскольку эти условия им близки, они европейские. Как в Европе в пятидесятых или в сороковых годах.
С Беларусью гораздо сложнее. То, что есть гражданско-политическая нация белорусов — это уже факт. Несколько поколений, после развала Советского Союза, ощущают себя белорусами. Это вполне искренне, хотя многие белорусы не отделяют себя от большого пространства русского народа. С другой стороны, эти же процессы в случае неблагоприятного развития ситуации могут обернуться такими же деструктивными и дезинтегрирующими последствиями как произошло с Украиной и Прибалтикой.
Это риск. И, как показал 2020 год, русские организации у нас выступили в защиту суверенной Белоруссии против Запада, против попытки переворота, даже если и не были согласны с чем-то. Это естественная логика: поддержать систему, которая пусть даже не всегда комплиментарна, и не всегда говорит о том, что есть русский элемент. Сейчас была встреча с представителями национальных меньшинств и русских организаций там не было представлено. И вопрос возникает – а нужно ли выделять русских как отдельное национальное меньшинство и закладывать черту раскола? В современной Беларуси около 700 тыс. человек идентифицируют себя как русские и это количество сокращается.
Это очень тонкий вопрос, вне рамок сегодняшнего обсуждения. Вопрос требует научного и академического осмысления, а также подхода со стороны политологии и менеджмента. И он гораздо более актуален становится на сегодняшний день, с учетом всех предстоящих политических изменений и трансформаций в ближайшие 5–7 лет, которые мы с вами будем наблюдать.
Спасибо за внимание!