logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика
Сергей Пантелеев

Украина в "Союзе четырех"

Выгоды очевидны, перспективы туманны

23 мая исполнилось три месяца со дня оглашения главами России, Белоруссии, Украины и Казахстана декларации о создании на постсоветском пространстве нового интеграционного проекта, получившего неофициальное название "Союза четырех".

Напомним, что тогда В.Путин, А.Лукашенко, Л.Кучма и Н.Назарбаев заявили о новом этапе экономической интеграции, начинающегося с переговоров по мерам, необходимым для формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Согласно заявлению президентов, результатом этих переговоров будет подготовка к сентябрю 2003 г. соглашения о формировании Единого экономического пространства, согласованной экономической политике по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью работы было объявлено создание нового межгосударственного объединения – Организации региональной интеграции (ОРИ).

Главным отличием этой инициативы от других интеграционных попыток стало, с одной стороны, особо подчеркнутое президентами стремление начать интеграцию не с "крыши" – с политики, а с "фундамента" – экономики, а с другой – то, что ОРИ предполагает функционирование постоянно действующего наднационального органа, решения которого будут обязательны для всех стран-участниц.

Учрежденная для реализации этого проекта Группа высокого уровня (ГВУ), состоящая из вице-премьеров четырех стран во главе с представителем Казахстана, уже четырежды собиралась на совместные заседания, активно работая над подготовкой проекта соглашения о создании ЕЭП. Последний, по словам вице-премьера В.Христенко, участвующего в работе ГВУ с российской стороны, будет предоставлен президентам уже к 1 июля текущего года.

Бесспорно, создание Единого экономического пространства представляет собой очень амбициозный проект. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан в совокупности обеспечивают до 94% общего ВВП стран СНГ и 88% их товарооборота. Конечный итог этого проекта – Организация региональной интеграции – должна возникнуть на базе режима свободной торговли, а впоследствии и таможенного союза. Более того, речь идет и о создании валютного союза с переходом в его рамках на единую денежную единицу.

Между тем, начавшаяся работа над реализацией февральской инициативы четырех президентов наталкивается на целый ряд весьма серьезных противоречий, значительная часть которых касается взаимоотношений России и Украины.

По мнению ряда аналитиков, изначальная цель настоящего проекта состоит в попытке России наконец-то втянуть в интеграционный процесс Украину. Очевидно, что любые межгосударственные новообразования на постсоветском пространстве без участия в них Украины будут и экономически и геополитически ущербны. Но до последнего времени украинская сторона держалась в стороне от всех интеграционных проектов с участием России – ни ЕврАзЭс, ни Договор о коллективной безопасности не был удостоен по настоящему серьезного внимания со стороны братьев-славян. Напротив, именно Украина рассматривалась заокеанскими инициаторами ГУУАМ как противовес "пророссийской" интеграции. И в этом плане февральская инициатива выглядит своеобразным прорывом.

Однако достаточно быстро стала очевидной весьма осторожная позиция украинской стороны к участию и в этом проекте. Причины этого понятны. Украинская политическая элита, понимая необходимость упрочнения экономических связей с Россией, вместе с тем весьма ревностно относится даже к малейшим намекам на ограничение их политической самостоятельности, видя часто угрозу украинской "незалежности" со стороны Москвы даже там, где ее не может быть. Весьма показательны слова украинского министра иностранных дел А.Зленко о том, что его страна выработала по отношению к России "оптимальную политическую дистанцию – достаточно близкую, чтобы поддерживать партнерский диалог, и достаточно отдаленную, чтобы не бояться быть втянутыми на орбиту этого геополитического гиганта". При этом А.Зленко отмечает, что "идея о едином экономическом пространстве с РФ, которая возникла в феврале, находится в этой золотой середине, как и председательство Украины в СНГ, приоритетом которого будут экономические, а не политические вопросы".

А экономические дивиденды от возможного участия в ЕЭП для Украины бесспорны. Прежде всего, это касается отмены ограничений во внешней торговле, предусмотренных Соглашением. На сегодняшний день из стран "четверки" самые серьезные барьеры существуют именно между Россией и Украиной. При этом товарооборот между ними в 2002 г. составил $12 млрд. (экспорт – $7,6 млрд., импорт – $4,4 млрд.), в то время как соответственно товарооборот России с Белоруссией составил $9,896 млрд. (экспорт – $5,842 млрд., импорт – $4,053 млрд.), а с Казахстаном – $4,346 млрд. (экспорт РФ – $2,41 млрд., импорт – $1,936 млрд.). Россия ограничивает поставки украинских труб, арматуры, прутков, оцинкованного проката, карамели, крахмала и сахара, а Украина квотирует импорт российских автомобилей, цемента, удобрений, лампочек, стрелочных переводов и искусственного меха. Беспошлинный режим при торговле с Россией чрезвычайно выгоден именно украинским металлургам и невыгоден российским.

В свое время квотирование импорта в Россию украинских труб чуть было не привело к началу торговой войны между двумя странами. Не менее остро стоит вопрос и с украинским оцинкованным прокатом. Сегодня при обсуждении концепции ЕЭП украинские представители требуют записать в соглашении запрет на проведение антидемпинговых расследований в рамках Единого экономического пространства, в то время как их российские оппоненты считают возможным это сделать только после унификации законодательной базы стран-четверки. Пока решение данной проблемы не просматривается, хотя вице-премьеры В.Христенко и Н.Азаров, как водится, выражают сдержанный оптимизм.

Другая, еще более серьезная проблема – выработка единой позиции четырех государств в переговорах о присоединении к Всемирной торговой организации. До этого каждая из стран-участниц вела переговоры с ВТО самостоятельно и наиболее далеко в этом процессе продвинулась все та же Украина. В ЕЭП вопрос о взаимоотношениях стран-участниц с ВТО должна курировать межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам. Ее основной задачей должно стать формирование общего таможенного тарифа, применяемого к товарам, происходящим из третьих стран. На данный момент несогласованность позиций стран по вступлению в ВТО разрушает саму идею ЕЭП. Фактически, это является сегодня главным препятствием на пути создания зоны свободной торговли и таможенного союза.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем пример. Как сообщает газета "Ведомости", ссылаясь на данные украинского Минэкономики, Украина уже подписала 13 двусторонних протоколов, в частности соглашения с ЕС, Канадой, Чехией и Словакией. В некоторых из них закреплены нулевые ставки пошлин на ввоз самолетов и отдельных видов сельхозпродукции, в то время как Россия отстаивает 8-15%-ные пошлины на самолеты и значительный (до 60%) уровень тарифной защиты в аграрном секторе. Российская дипломатия, со своей стороны, уже дала знать украинским коллегам, что подобные соглашения разрушают сам смысл существования ЕЭП, и для его реального осуществления их нужно пересматривать.

В свою очередь, Л.Кучма в конце марта сделал широкий жест, поручив украинскому кабинету министров проверить, насколько подписанные с членами ВТО соглашения соответствуют интересам Украины, и, "пока есть время, поправить те огрехи, которые наделали раньше". По некоторым источникам, подобная инициатива украинского президента связана именно с работой над созданием ЕЭП. Если это так, и за декларациями последуют реальные шаги по пересмотру соглашений с учетом интересов России, Белоруссии и Казахстана, то можно будет говорить о действительно серьезных шагах украинской власти по направлению к "Союзу четырех".

Вместе с тем именно украинская сторона сегодня торпедирует вопрос о перспективе создания в рамках ОРИ единого валютного пространства, против чего не возражает ни Белоруссия, ни Казахстан. Впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку этот пункт является наиболее "политическим", тем более, с учетом того, что единой валютой Москва предлагает сделать российский рубль.

Украинское руководство сегодня, по сути, пытается усидеть одновременно на двух стульях. Политически оно продолжает смотреть на запад, а экономически все больше склоняется к сотрудничеству с традиционными партнерами по бывшему Союзу. Отсюда – явный политический дуализм, становящийся характерной чертой украинской внешней политики. Последнее очень ярко проявилось 22 мая, когда Верховная рада большинством голосов поддержала создание ЕЭП. Но одновременно с этим Рада обратилась к правительствам и парламентам Европейского союза с призывом поддержать курс украинского руководства, направленный на европейскую интеграцию. Кроме того, несмотря на мартовские поручения Л.Кучмы, Украина совсем недавно вновь подтвердила, что провал российских планов по вступлению во Всемирную торговую организацию до конца текущего года никак не отразится на аналогичных планах Киева.

Может быть, все это было бы не так уж и страшно. В конце концов, об интеграции с Европой сегодня говорят почти все члены "Союза четырех". Но есть одно "но". Совсем скоро на Украине грядут выборы нового президента. Станет ли преемник Л.Кучмы продолжать интеграцию в рамках четверки?

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie